Летом прошлого года многие городские СМИ сообщили о том, что в парке «Екатерингоф» будет реконструирована историческая зелёная зона. Кроме того, по эскизам утраченных конструкций предполагалось восстановить Львиный и Мавританский павильоны, Кофейный домик, Ферму и ряд других сооружений. Увы, среди тех зданий, что обретут второе рождение, не значится бывший здесь когда-то семейный дворец Петра I.
В Петербурге до сих пор сохранился Домик Петра, построенный легендарным основателем города на Неве. Однако сегодня мало кто знает, что у российского императора имелся в распоряжении ещё и Екатерингофский дворец. Он использовался как «семейный дом» Петра Алексеевича в период роста его дочерей. Этот ныне, увы, утраченный двухэтажный деревянный дворец располагался на Екатерингофском острове, близ Калинкиной деревни, к западу от современной Лифляндской улицы.
История местности, на которой находился этот дворец, восходит к первым победам над шведами. Известно, что 1 мая 1703 года Пётр I осадил Ниеншанц и практически без боя взял крепость. В память об этом военном успехе в 1711 году император, по-видимому, решив, что для семьи необходимо особое «семейное гнездышко», повелел заложить деревянный дворец и парк, впоследствии подаренные второй жене, Екатерине. Место для дворца царь выбрал соответствующее – на той самой реке, с которой император и нанёс удар по шведам. Усадьбу, как было принято в те времена, назвали Екатерингоф, что переводится с немецкого как «двор Екатерины».
Работами по возведению дворца руководила Канцелярия городовых дел. Главный архитектор проекта неизвестен, однако исследователи склоняются к тому, что им мог быть Доменико Трезини. «Дворец, построенный Петром, был деревянный, одноэтажный», – писал М.И. Пыляев. Правда, этому противоречит гравюра от 1716 года с изображением Екатерингофского дворца. На ней мы видим двухэтажный дворец небольших размеров с высоким флюгером. Так что Пыляев, возможно, ошибался.
Со стороны залива ко дворцу проведён канал, по нему царь подплывал к самой террасе. Одновременно с этим деревянным зданием по указу Петра был «сооружён на небольшом островку между Екатерингофом, Гутуевом островом и входом в Неву каменный дворец с башнею, названный Подзорным; там Пётр любил работать в уединении, отдыхать от семьи и с нетерпением ждать прихода кораблей из Кронштадта». Сюда были свезены самые любимые вещи царя. Так, во дворце стояли большие английские часы с музыкой, работы Торнтона, бой и мелодию которых император так любил, что ещё в 1693 году писал из Вологды боярину Тихону Никитичу Стрешневу: «Пожалуй, отпиши, что мои любезные органы станут играть и какие танцы». Часы находились в футляре с хрустальными столбиками. На маятнике было изображение Петра Великого в голубом русском полукафтане и в порфире.
Над камином был помещён большой компас, имевший сообщение с флюгером на крыше дома. Перед спальней императора стоял шкаф, где хранился его синий кафтан с золотым шитьём по борту и на рукавах. Этот кафтан Пётр носил в сражениях. В спальне находилась старая простая сосновая кровать, по преданию сколоченная руками самого императора. «В столовой, – отмечал Пыляев, – стоял штучный банкетный стол, сделанный из лиственницы, доставленный Петру из Архангельска. За этим столом государь любил беседовать с Апраксиным, Шереметевым, Меншиковым».
Неподалёку (а скорее всего, на втором этаже) находились апартаменты Екатерины и детские комнаты. Можно предположить, что Пётр, купавшийся в раннем детстве в любви, хорошо разбиравшийся в искусстве, понимал, как важно тёплое, познаваемое и красивое окружение для дочерей. Детей обучали языкам, музыке, танцам. У них были игрушки, исполненные самыми талантливыми мастерами. Для их образования приглашались лучшие учителя. Так, в окружении прекрасного и проходили детство и юность дочерей императора.
После смерти Петра I его жена Екатерина стала наследницей престола и обзавелась новой, более роскошной летней резиденцией в Царском Селе (ныне город Пушкин). Спустя несколько лет императрица умерла, а Екатерингоф, изредка посещаемый Елизаветой, в основном пустовал, постепенно приходя в упадок. Впрочем, в 1747–1750 х годах дворец расширился за счёт пристройки к нему боковых флигелей, видных на гравюре Зубова. Флигели были надстроены вторыми этажами, а всё сооружение подведено под общую крышу. Вероятно, тогда же был поднят фундамент, чтобы частые наводнения не заливали дворец. Такое двухэтажное, значительно больших размеров здание, мы видим с конца ХVIII и на протяжении ХIХ века.
Итак, весь дворец вместе с флигелями стал двухэтажным. Наверху в одной из комнат, по свидетельству Пыляева, «помещалась библиотека, касающаяся только до жизни и дел императора Петра. Всех книг в реестре было сто томов, в красивых переплётах с золотыми гербами и надписью «Екатерингофского дворца». Имелись две комнаты, убранные китайскими вещами. В той, что при входе с лестницы, висели модель китайской галеры и два китайских фонаря; в ближнем к ней помещении хранились китайские лакированные фарфоровые ширмы с живописным изображением церемониального шествия китайского императора со свитою; там же хранились китайские шкафы, комод, бюро и две большие картины на дереве с наклеенными и раскрашенными фигурами из слоновой кости».
В 1825 году в новом здании открыли музей эпохи Петра I. Таким образом, именно здесь открылся первый в России дворец-музей. Его коллекции включали в себя личные вещи Петра, мебель, предметы быта, хранившиеся в его мемориальной спальне, редкие книги об императоре. В 1848 году, по утверждению Пыляева, экспонаты музея из Екатерингофского дворца вывезли, передав в Петровскую галерею Зимнего дворца. После 1917 года Екатерингофский дворец занимали разные молодёжные организации. 6 июня 1923 года здание пострадало от пожара, затем оно горело ещё дважды: в 1925 м и 1926 м, после чего было разобрано на дрова.
Вход в Екатерингофский парк со стороны Лифляндской улицы украшала колонна, установленная здесь по проекту архитектора Монферрана. Она интересна тем, что, как и знаменитая Александровская колонна на Дворцовой площади, держится только за счёт своего веса. У берега Екатерингофки были построены два деревянных павильона «в готическом вкусе»: Ферма с башенкой-бельведером и Львиный павильон, увенчанный высоким шпилем. По другую сторону нынешней Лифляндской улицы, в пейзажной части парка, Монферран построил большой павильон также в готическом стиле, предназначенный для концертов и летних балов. Этот павильон назывался «воксал». Здесь же было возведено ещё одно большое здание в готическом вкусе – Катальная горка. Неподалёку от вокзала, в Детском садике, Монферран расположил Мавританский павильон. А в некотором отдалении, рядом с небольшим живописным озером, архитектор возвёл здание Русского трактира. Так что с 1830 года Екатерингофский парк стал у петербуржцев одним из самых популярных мест для отдыха. Недаром многие писатели и поэты упоминали его в своих произведениях. Например, гончаровский «Обломов» даже начинается со слов о поездке в Екатерингофский парк, а в романе Достоевского «Идиот» Настасья Филипповна и Рогожин «уезжают отдыхать» в Екатерингоф после знаменитой сцены сожжения денег.
Наибольшие разрушения коснулись Екатерингофа в конце XIX века, т.к. территория города стала расширяться. В парковой зоне начали появляться частные строения, дачи и промышленные предприятия, а аллеи были превращены в улицы. В годы Великой Отечественной войны в парке возводились оборонительные сооружения, в суровые блокадные дни ленинградцы на его газонах выращивали овощи и картофель. В 1944 м горожане приступили к восстановлению парка. Несколько лет спустя появился проект его реконструкции, существенно отличавшийся от первоначального. Тогда же это историческое место стало именоваться Парком им. 30 летия ВЛКСМ.
В 1956 году на главной аллее парка открыли памятник молодогвардейцам – авторскую копию монумента, установленного в 1954 году на месте событий в городе Краснодоне. В 1978 м западная (петровская) часть парка была взята на учёт КГИОП, спустя 10 лет парк уже полностью получил статус памятника садово-паркового искусства, а в 1992 году ему наконец было возвращено историческое название – Екатерингоф.
Хочется верить, что власти и меценаты, любящие наш город и его основателя, обратят свои взоры на такое значимое для истории России место и «семейный дом» Петра Великого будет возрождён!..