В материале «Посвящение в свет» («ЛГ», 2022 г., № 27) – в контексте 100-летия пионерии «ЛГ» рассказала о юбилее одной из дружин некогда главного пионерского лагеря Советского Союза. Вновь вспомнить о международном детском центре у Медведь-горы побудила актуальная тема сегодняшней повестки дня – дружба народов как средство защиты от националистической чумы.
Коричневая, но уже с жовто-блакитным оттенком, вновь она косит человеческие жизни, беспощадно и варварски уничтожая всё на своём пути. К примеру, знаменитая монументальная композиция «Прометей и дети мира» (или «Дружба детей мира») работы Эрнста Неизвестного, установленная в «Артеке» в 1967-м, спасена благодаря официальному присоединению Крымского полуострова к Российской Федерации весной 2014-го...
Начало конца
Лихолетье безвременья, едва не погубившее миф о «стране счастливого детства», характеризует, к примеру, назначение на должность её гендиректора в сентябре 2006-го некого выпускника Киевского пединститута – учителя истории и обществоведения, проработавшего до мая 2010-го и подавшего в отставку на фоне громкого уголовного дела о посягательствах на личную неприкосновенность воспитанников (к ответственности украинской Фемидой привлечён не был).
С его приходом в «Артеке» кардинально изменились все приоритеты: квалификация и профессионализм персонала отошли на задний план. Нет, с 2002-го по 2006-й лагерь «пережил» четырёх руководителей, но каждый из них по-своему пытался сохранить и усилить педагогический коллектив, улучшить материальную базу учреждения. А тут, по свидетельству очевидцев, – абсолютное непонимание специфики артековской деятельности, игнорирование творческого наследия и уничтожение славных традиций, создававшихся десятилетиями!
Воспитательные наработки, романтика, исповедальность канули в Лету. В основу новой наставническо-досуговой модели легли... дискотеки. Даже экскурсии (например, в тот же Севастополь) подлежали упразднению в связи с нецелесообразностью. И спасти атмосферу советского детского оазиса энтузиазмом маленькой группы профессионалов-старожилов, тающей на глазах из-за принудительных и добровольных увольнений, не представлялось возможным. Из 1800 сотрудников мириться с командой «продвинутого историка», говорят, были согласны полсотни. И то – под пытками.
Подобное перепрофилирование не могло не ударить по карману «Артека». Даже в летние смены из 3800 мест оставались незанятыми свыше 3000. Однако зарплаты коллективу центра, пусть небольшие, регулярно выплачивались, что гендиректор не забывал ставить себе в заслугу. И это при отсутствии средств на «латание дыр» и покрытие огромных долгов перед водоканалом, Крымэнерго...
Фонд заработной платы выручали космические цены на путёвки. Иная за смену могла стоить до 5000 долларов. Несмотря на холостой режим, летом работали 9 лагерей, а зимой из 5 круглогодичных – 2–3, собиравшие совокупно 600–800 человек.
По мнению сотрудников, так руководство пыталось убедить Управление делами президента Украины, в ведении которого находился «Артек», в нерентабельности центра, чтоб обанкротить его и закрыть, а землю приватизировать. 208 гектаров на Южном берегу Крыма, 102 из которых под парками, – лакомый кусок!
Для начала вместо единого госакта на всю территорию предлагалось зарегистрировать 5 новых, позволяющих исключить участки, представляющие интерес в плане частной эксплуатации. Де-факто в личных целях большой босс использовал бывший Дом отдыха депутатов Верховной рады «Аю-Даг», расположенный у моря под Медведь-горой. Очевидно, требовалось признание существующего положения де-юре.
Подчинённых-артековцев реформатор воодушевлял предстоящим переводом на сезонную работу. И куда им деваться в небольшом посёлке в межсезонье, никого не волновало. Весь комплекс социальных вопросов тоже будто не существовал.
Впрочем, в газете «Артековец» бескорыстный доброхот обещал предоставить за государственный счёт новые квартиры тем, кто проживал в границах лагеря в ветхих домишках и полуподвальных помещениях, разумеется, неприватизированных (не разрешалось). Но потенциальные счастливчики – 280 семей – не верили в великодушие и благие намерения. Словам благодетеля противоречили дела.
Из артековского «гетто», включавшего не только те самые «хоромы» сотрудников (в прошлом – времянки-конюшни), но и дороги общего пользования, и даже кладбище, никто не собирался отдавать на баланс Гурзуфа социально значимые объекты, хотя предложения поступали.
Крест на планов громадьё масштабно мыслящей личности, удостоенной звания заслуженного работника образования Украины, поставил педофильский скандал. Однако общее убеждение: если бы не Крымская весна, «Артек» чуть раньше или чуть позже, но неизбежно приказал бы долго жить.
Вот и визитной карточки лагеря, объекта культурного наследия – монумента Эрнста Неизвестного – человечество чуть не лишилось стараниями украинских радетелей национальной самобытности, не терпящих на «исконных землях» ничего не исконного.
«Прометей и дети мира»
Участник Великой Отечественной войны, автор и друг «ЛГ» Эрнст Иосифович стал пионером-артековцем в июле 1934-го. В одном из интервью он вспоминал: «Отдыхая в «Артеке», в лагере «Морской», я любил рано по утрам или сразу после отбоя наблюдать из окна нашего деревянного домика за морем и проплывающими вдали кораблями. В эти моменты я представлял себя то отважным исследователем морских глубин, то, наоборот – бесстрашным пиратом, грабящим проходящие по морю корабли. Отдых в «Артеке» оставил большой след в моей жизни, и когда я узнал о конкурсе на создание там монумента о детской дружбе, то не раздумывая принял в нём участие и выиграл его».
И даже в день ухода легендарного скульптора, 9 августа 2016 года, мировые СМИ в числе его наиболее значительных работ называли эту, подчёркивая её несомненные художественные достоинства.
Торжественная церемония закладки монумента состоялась в 1962-м в дружине «Морская» юными представителями 83 стран, доставившими с этой целью в «Артек» кусочки разноцветных горных пород. 5-летнюю задержку в реализации проекта вызвали препятствия государственного масштаба.
Начало воплощения замысла совпало с памятным посещением Никиты Хрущёва выставки авангардистов, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР и состоявшейся 1 декабря 1962 го. Там Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР не поскупился на крепкие выражения, дав символическую отмашку на гонения всех, кто не шагает в ногу с соцреализмом. В первую
очередь попал под маховик Неизвестный, проводивший экскурсию.
В книге «Говорит Неизвестный» Эрнст Иосифович вспоминал:
«...Сперва Хрущёв заявил, что я проедаю народные деньги, а произвожу дерьмо, – я же утверждал, что он ничего не понимает в искусстве. Разговор был долгий, но в принципе сводился к следующему: я ему доказывал, что его спровоцировали и что он предстаёт в смешном виде, поскольку не профессионал, не критик и даже эстетически безграмотен, а он утверждал обратное. Какие же были у него аргументы? Он говорил: «Был я шахтёром – не понимал, был политработником – не понимал, ну вот сейчас я глава партии и премьер и всё не понимаю? Для кого же вы работаете?»
...Организаторы провокации совсем не предусматривали возможности, что я смогу в чём-то Хрущева убеждать. Они хотели, чтобы тот проехался по нам, как танк, не оставив мокрого места, но раз он со мной разговаривал, значит, вступал в дискуссию, а раз так, значит, слышал то, что не должен был слышать, а я распоясался и говорил то, что думаю.
В конце нашей беседы Хрущёв воскликнул: «Вы интересный человек, такие мне нравятся, но в вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы вас уничтожим, а если победит ангел, мы вам поможем», – и подал мне руку. После этого я стоял при выходе и, как Калинин, пожимал руки собравшимся, а между тем многим художникам было плохо. Я находился в эпицентре и, может, поэтому не ощущал, как это было страшно, но те, кто стоял по краям, испытывали просто ужас».
Отставка Хрущёва в 1964-м позволила ЦК ВЛКСМ пересмотреть взгляды на искусство, предложив Неизвестному продолжить работу над монументом, отражающим интернациональную направленность деятельности «Артека».
Мешало отсутствие в Москве подходящего помещения – всё-таки 150-метровое барельефное панно. Но тут Эрнста Иосифовича выручили бывшие сокурсники по Латвийской академии художеств, создавшие необходимые условия.
В июле 1967-го скульптурная композиция была завершена, перевезена в Крым и при участии автора, а также художников по металлу Хаима Рысина и Дземса Бодниекса смонтирована под руководством московского архитектора Анатолия Полянского, возглавлявшего проект «Новый Артек».
Дорога дружбы
Эрнст Иосифович вместе с Анатолием Трофимовичем выбирал место будущего монумента, чтоб грандиозный барельеф был полностью вписан в ландшафт, как бы вырастал из скалы, рождался из камня. В основе творческой концепции мастера – «природосообразность», сформировавшаяся во многом под воздействием детских крымских впечатлений.
Рассказывая о поездках на полуостров, Неизвестный отмечал: «Многие мои скульптуры родились там. Я любил уединение. Слушая шум морской волны, рассматривал красоты, в блокнот зарисовывал камни. Через эти камни понял древнее искусство, понял Генри Мура. И очень много у меня работ того периода навеяны камнями Коктебеля».
Общая идея скульптурно-архитектурного комплекса – в словах, высеченных на стене: «Сердцем – пламенем, солнцем – сиянием, костром – заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!»
На выполненном из розового армянского туфа и ракушечника полуовальном панно, вознесённом на отвесную скалистую стену у берега моря, – разрывающий оковы Прометей. Его дар людям, озаряющий лица детей разных национальностей, заботливо прикрывает ладонь титана. Она не только защищает от языков пламени, но и благословляет на дружбу. В центральную часть композиции вмонтированы те самые кусочки пород, привезённые со всех концов света. Под монументом – сферическое строение из армированного железобетона, изображающее земной шар и континенты, «лучи» от которых устремлялись в страну детства «Артек». Диаметр этого символического «Дома мира» – 13 метров. В центре чаши был изображён круг, макеты детских корпусов и два пилона высотой по 7 метров.
По словам знатоков, это один из ярчайших антинацистских памятников, выразительная декларация основ этики и интернационализма. В 60–80-е в дни знаменательных событий здесь проводились сборы артековцев. Святыню укрепления международных связей детского сообщества посещали многочисленные официальные делегации. Сюда приходили посланцы зарубежных государств для участия в международных акциях «Бутылочная почта мира»: воззвания о дружбе к людям доброй воли закупоривались в стеклянные ёмкости, а потом на теплоходе «Артек» доставлялись и выгружались в нейтральные морские воды...
Решением Крымского облисполкома 10 декабря 1984-го монумент поставлен на государственный учёт. Однако это не защитило «Прометея» и «Дом мира» ни от вандалов, ни от времени. Начиная с середины 1990-х под воздействием природно-климатических факторов и без профилактическо-технической поддержки композиция неуклонно разрушалась. Со сферической конструкции охотники за металлоломом безжалостно содрали медные листы с уникальной чеканкой, выполненной латвийскими мастерами. Остался ржавый остов, вместо окон – решётки...
Автор монумента, получив в Нью-Йорке фото, сказал: «В том, что «Дом мира» сегодня зарешёчен, я вижу не просто случайность, а некий символ и созвучие тому, что происходит в мире».
В 2014-м ритуальный объект пришёл в полную негодность и был демонтирован. Кстати, за год до этого сайт украинских оранжевых ликвидаторов внёс артековскую композицию Неизвестного в перечень крымских памятников, подлежащих ликвидации.
Галицийский национализм с его пещерными нравами не жаловал никого. Даже тех, перед кем весь цивилизованный мир уважительно снимал шляпу. Впрочем, представления о цивилизованном мире с годами тоже быстро меняются...
Историческая справедливость
Новая история Крыма, ведущая отсчёт с 2014 года, отвела достойное место и «Прометею», и всему «Артеку». Перед международным детским центром открылись фантастические возможности. Благодаря крупномасштабной реконструкции здесь создана современная инфраструктура для реализации самых смелых задумок и инновационной образовательной, социокультурной, международной деятельности, опережающей время. Выработан принципиальный подход к решению исторически сложившихся проблем.
Монумент «Прометей и дети мира» реставрирован в 2021 году. Это репутационно-креативная акция и пример ответственного отношения к Истории, инструмент патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
По словам единомышленников директора МДЦ «Артек» Константина Федоренко, не за горами – создание мультимедийного информационного стенда о творчестве выдающегося скульптора и присвоение ему звания «почётный артековец», установка скульптурного портрета, ежегодное исполнение шедевра мирового музыкального искусства – симфонии «Прометей. Поэма огня», написанной выдающимся композитором, другом основателей курорта «Суук-Су» Александром Скрябиным. Чем не достойное продолжение музыкально-художественных традиций «Артека», заложенных в 60-е Дмитрием Кабалевским?! Дмитрий Борисович ежегодно выступал перед детьми и педагогами с образовательными лекциями и концертами, в которых участвовали симфонические оркестры и исполнители-виртуозы...
Вот и Константин Альбертович верит, что «Артек» и огонь Прометея через монументальный образ Эрнста Неизвестного зажжёт в сотнях и сотнях тысяч юных сердец творческие искры, укрепит верность идеалам добра и справедливости, любовь к своей Родине.
Центр возобновил круглогодичный режим работы: 15 смен по 21 дню, а это десятки тысяч детей из 85 субъектов Российской Федерации. Вместе с партнёрами реализуются сотни образовательных программ, стирая границы и популяризируя российскую систему образования – с разнообразными активностями, встречами с интересными людьми...
Кстати, средняя цена путёвки сопоставима со стоимостью отдыха во всероссийских детских центрах «Орлёнок» и «Океан».
Дети с их идеалами и устремлениями в эру индивидуализма – другие. Однако девиз «способности каждого – на всеобщее благо» востребован! Ведь дело не только в евроремонте жилых корпусов, возможности одеть-обуть артековцев в новую форму и по-новому организовать их досуг, что тоже немаловажно, а в мудром влиянии на процесс становления личности – в общечеловеческих ориентирах на честность и трудолюбие, отзывчивость и аккуратность, терпение и смелость, а ещё творческое отношение к работе, к жизни и нестандартное мышление, способность к саморазвитию и высокообразованность, целеустремлённость и инициативность... Да-да, всё это под знаком гуманизма, а также исторической и социальной справедливости.
И порукой тому – государство! Финансирование программы развития «Артека» на 2021–2025 годы осуществляется в рамках государственной программы «Развитие образования», а также федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года». Плюс средства внебюджетных источников.
«Артек», окрылённый Крымской весной, взял курс на сочетание инновационной материально-технической базы и инфраструктуры с современными технологиями образования, отдыха и оздоровления. «Наша стратегическая цель, – говорит Константин Федоренко, – воспитание целого поколения людей, способных вывести страну на ключевые позиции». Попутного ветра!