Василий Иванович Чапаев в окаянные 90-е сделался посмешищем на березовско-гусинском телеэкране. Вовсю поглумились тогда над его памятью, сотворив анекдоты даже из трагической гибели. Но что-то в нашей жизни стало меняться в лучшую сторону. Вот отрадная примета того: 6 сентября показали премьеру документального фильма «Чапаева ликвидировать!». Нарочитое название, сопровождаемое грозным восклицательным знаком, несколько настораживало, тем паче что в пространной и настойчивой рекламе нам обещали «разоблачить» легенду о его гибели в волнах Урала. Мол, поговаривают, что выжил он, скрылся и тихо помер в дурдоме…
Не без опаски включил я телевизор, ожидая увидеть очередную поделку в духе Млечина–Сванидзе. Но вместе с множеством телезрителей увидел добротную и достоверную картину, созданную авторами, любящими и ценящими историю своего народа.
Объективно и заинтересованно разворачивается жизненный путь героя. Разумеется, никакой попытки хохмить в духе вышеназванных телеизготовителей, но и никакого глянца, слава богу, нет. Да, образован не шибко, да, несчастен в семейной жизни, но заботливый и чадолюбивый отец. Да, неравнодушен к женской красоте, но притом романтичен, а не сластолюбив. И так воссоздаётся образ народного вожака, вышедшего из самых глубин народа. Знать, недаром он родился и вырос на великой русской реке Волге.
Стихия народной революции, которую вскоре жестоко оседлали «комиссары в пыльных шлемах», породила много вожаков, подобных Чапаеву: Будённый, Думенко, Котовский, Миронов, тот же Нестор Махно. В сфере великого искусства прообразом их стал герой «Тихого Дона». Простой хлебороб, рядовой казак, он волею судеб становится командиром кавалерийской дивизии. Точно, как Чапаев, хоть тот командовал дивизией пехотной.
Судьба Григория Мелехова оказалась трагической – символ судьбы русского народа в ту трагическую эпоху. Горькой стала и судьба названных народных вожаков Гражданской. Всех, кроме Будённого, у него оказался на редкость лёгкий и счастливый характер: покладист, добродушен, миролюбив в общении с людьми, но не в атаке! Вот и Чапаев за короткую свою жизнь комдива успел достаточно натерпеться от Троцкого – свирепого дилетанта, окружённого подручными-палачами. Правдивый, без преувеличений, рассказ о глубочайшей противоположности Чапаевых и Троцких – сильнейшая сторона фильма.
Досадно, что в финале своей удачной картины авторы допустили фальшивую нотку. Посыпались невнятные слова, а вот, мол, тела Чапаева не нашли, свидетелей его гибели не оказалось, а вдруг… Не надо тревожить пустой забавы ради прах и память погибших героев, почитаемых народом. И уж полной безвкусицей прозвучала заключительная фраза, что доживи Чапаев до «культа личности», его бы… С какого боку эти нелепые предположения? В подлинной, а не в либерально воображаемой действительности Сталин не только не тронул Будённого, но весьма его ценил. А вот Думенко, Котовский, Миронов и даже Махно отправились на тот свет без малейшего отношения к тому Иосифа Виссарионовича.