В Арсенальном каре Гатчинского дворца под Петербургом при участии президента Владимира Путина был открыт памятник императору Александру III (скульптор – Владимир Бродарский). На торжественной церемонии глава государства подчеркнул, что «эпоха Александра III даёт пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам».
Однако в Петербурге уже давно есть другой памятник Александру III работы выдающегося скульптора Паоло Трубецкого. В 1909 году его установили в самом центре города – на площади Восстания, которая тогда называлась Знаменской. Но после революции памятник убрали большевики, и величественный монумент до сих пор сиротливо ютится во дворе Мраморного дворца – ныне филиале Русского музея.
Вопрос о его возвращении на историческое место уже поднимался в Петербурге. Дело в том, что на его месте в советские времена в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне была установлена гранитная стела-обелиск «Городу-герою Ленинграду». Поэтому комиссия заксобрания Петербурга не рекомендовала возвращать его на историческое место, ссылаясь на то, что против этого возражают «ветераны войны».
Александра III многие историки считают сегодня самым великим русским царём после, конечно, Петра I. Не случайно в народе его прозвали миротворцем, он стал единственным императором, в царствование которого Россия не вела ни одной войны. Даже внешне Александр III как нельзя лучше воплощал народное представление о царе: огромного роста, с громовым голосом, грозным взглядом. Точно так же и говорил император: коротко, внушительно, по-царски. «Во всём свете у нас только два верных союзника, – веско сказал он. – Наша армия и флот».
Александр III горячо любил Россию и делал всё, чтобы упрочить её положение в мире, проводил сугубо осмотрительную политику. При нём культура находилась в расцвете: творили Репин, Суриков, Чайковский, Лев Толстой, Чехов, был основан грандиозный Русский музей, носивший его имя.
Памятник не случайно стоял на площади перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом, поскольку именно Александр III подписал высочайший рескрипт о создании «великого рельсового пути» – Транссибирской магистрали (его сын, Николай II, был председателем комитета по её строительству).
В октябре 1937 года президиум Ленгорсовета постановил убрать памятник «ненавистному самодержавью». Его решили разобрать на части и отправить на переплавку. Однако нашлись смелые люди, которые перенесли его во двор музея, где он тихо пережил годы гонений на русскую историю.
Андрей Соколов