Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Возвращение Хотиненко

01 января 2007

РАЗБОР

Со дня премьеры этой картины прошло без малого четыре месяца. За это время экранный «Поп» – прямо как его литературный аналог из пушкинской сказки – успел получить порядочно щелчков, а также пинков и зуботычин. За благословение покойного Патриарха – раз… за пасхальную премьеру в храме Христа Спасителя – два… за Гран-при фестиваля «Лучезарный ангел» (не говоря уже об аналогичной награде последнего «Золотого Витязя») – три… Одним словом, за всё хорошее, но в первую очередь не столь даже за свою сложную и неоднозначную тематику, сколь за фигуру своего создателя.

Владимир Хотиненко сегодня совсем не в чести у пишущей о кино братии: поелику ренегат и «михалковский клеврет». Можно вообще сказать, что «Попу» категорическим образом не повезло через Никиту Сергеевича: во-первых, картина хоть и вышла на экраны несколько раньше вторых «Утомлённых солнцем», всё равно оказалась в их глубокой тени, а во-вторых, стоит ли объяснять, что человек, поддерживающий нынешнего председателя Союза кинематографистов в его противостоянии с другой частью профессионального сообщества, в глазах нашей «прогрессивной» прессы и общественности ну просто априори не может снять ничего правдивого, дельного, качественного. Если бы фильм снял какой-то другой режиссёр или если бы сам Хотиненко обратился к этому материалу лет эдак пятнадцать – десять назад – восприятие и оценки его были бы, можно почти не сомневаться, кардинально иными.

Крайне непростая, что уж говорить, и до сих пор, шесть десятилетий спустя, болезненная тема Псковской православной миссии, конечно же, должна была рано или поздно найти своё отражение и в русской литературе, и в других искусствах. Хотиненко, как нам кажется, постарался подойти к ней максимально тактично и с объективным инструментарием художника. Его лента не лишена некоторых перегибов, но она ценна по меньшей мере тем, что после длительного периода замалчивания и вранья по отношению к деятельности Псковской миссии пытается восстановить справедливость.

А потому, на наш взгляд, остро нуждается, чтобы определённая доля справедливости была проявлена и к самому фильму.

ОТДЕЛ «ИСКУССТВО»

Главная из претензий к фильму Владимира Хотиненко «Поп» была сформулирована сразу после показа картины для прессы в редакционной статье «Независимой газеты» от 26 марта: «Вместо духовных исканий, что как раз было бы понятно для духовного кино, зрителю преподнесли готовое решение – считать деятельность Псковской православной миссии подвижнической, а священников-миссионеров – почти ангелами. И ни тени сомнения – а надо ли было? Сотрудничество с немцами на своей земле, возрождение православия под крылом фашиста-оккупанта – благое ли дело было?».

Потом этот вопрос со многими вариациями неоднократно критиками повторялся (в той же «НГ» – еще дважды). Наверное, неожиданно обнаружившиеся в либеральной прессе враги коллаборационизма полагают, что Церковь должна уходить с захваченных врагом земель вместе с армией. Помилуйте, в царской России никто не ставил православным священникам  в упрек, что они оставались на территориях, оккупированных французами в 1812 году или немцами и австрийцами в 1915–1917 годах! Потому что Церковь по апостольским правилам обязана осуществлять свое служение везде. Благословил священника правящий архиерей, как и было в случае с героем фильма «Поп», – и ступай, отче, служи. Христианская церковь родилась в кровавых гонениях и давно выработала гибкую политику по отношению к врагам  – как внешним, так и внутренним (то есть гонителям веры). Есть путь бескомпромиссного сопротивления, вплоть до мученической смерти. Это путь стояния за веру. А есть путь сохранения Церкви, сбережения, экономии сил. Он так и называется по-гречески – икономия. Разумеется, он возможен лишь в том случае, если власть не вмешивается в богослужебную практику. И хотя первый путь, несомненно, более почитаем в Церкви, второй является основой ее исторического бытия. С точки же зрения церковных морально-правовых норм оба пути равны.

И вот удивительно: Сталин не осуждал, по крайней мере, официально, священников, служивших на оккупированной территории (хотя некоторых из них и сажал, как героя фильма Хотиненко), а нынешние либералы осуждают! Вы что же, ребята, Сталина хотите перещеголять?  Хорошо, говорят тогда они, а если эти священники поминали Гитлера за литургией и просили в ектениях о победе германского оружия? Как тогда? Тогда, отвечаю я, сообщите, где именно возносились подобные ектении. Нет, я не хочу сказать, что таких случаев вовсе не было – слабые люди есть везде, в том числе и в Церкви. Но сколько их было? Известно доподлинно, что в подавляющем большинстве православных приходов в оккупации первым поминали за сугубой ектенией Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского), находившегося на советской территории и призывавшего к беспощадной борьбе с фашистскими захватчиками. И не перестали это делать, несмотря на настойчивое требование гитлеровцев в 1943 году. Когда же, каким образом поминали Гитлера? После владыки Сергия, архиереев? Не смешите, ей-богу… Или первым, перед архиереями? Это инославного-то? Где, в какой части литургии просили о победе германского оружия? Да, известно, что один белорусский архиерей опозорился в 1812 году, поминал Наполеона вместо царя Александра I и вводил в этот грех подвластное ему священство, а про архиереев советского времени я таких случаев не знаю. Не читал я о них и в фундаментальной книге М. В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве», широко использованной автором сценария фильма и романа «Поп» Александром Сегенем.
Считаю это предисловие необходимым, потому что профессиональный разговор о «Попе» невозможен, если всерьез продолжать спор на тему: «а надо ли было?..» Данная претензия – абстрактна и антиисторична, но есть и другая. Суть ее в том, что, дескать,  и сценарий фильма, и роман «Поп» – вещи плохие, плоские, плакатные, зато работа режиссера, оператора, актеров – выше всяких похвал. Они-то и вытянули этот «совковый» сценарий, где вместо коммунистов явились взору зрителей попы. Помнится, похожим образом рапповские критики оценивали постановку «Дней Турбинных» Булгакова. Пьеса – дрянь, а успех ее «следует приписать прекрасной игре актёров 1-го Художественного театра» (БСЭ, 1927, т. 8, ст. 28). Полноте, кто, где и когда видел дурно написанную вещь, которую бы в театре или кино «вытянули» актёры? 

Скажу больше: на мой взгляд, именно роману Сегеня «Поп» Владимир Хотиненко обязан, своим возвращением к нам в качестве крупного режиссёра. Лично я считаю, лучшими его фильмами ленты, сделанные на Свердловской киностудии в конце 1980-х, - «В стреляющей глуши» и «Зеркало для героя», а отнюдь не недавние пышные блокбастеры. Более того, полагаю, что после «Зеркала для героя» (1987) каждый новый фильм его был хуже предыдущего. Ненамного – подчеркну, но хуже. Откровенной неудачей по сравнению с «Зеркалом для героя» выглядел лишь «СВ. Спальный вагон» (1989), а дальше уровень фильмов Хотиненеко понижался почти незаметно. Но в искусстве несколько таких «чуть-чуть» кряду приводит, как правило, к большому спаду. Так оно и случилось: с началом 2000-х валом пошли у Хотиненко безликие, полные банальных трюков сериалы –  «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя», «По ту сторону волков», «Гибель империи»… Совершенно провальным (и с художественной, и с исторической точки зрения) был фильм «1612: хроники Смутного времени».

И вдруг – Хотиненко снимает превосходный фильм на своём прежнем «уральском» уровне. Отчего это вдруг, да еще на «дрянном» якобы материале? Мне кажется, я знаю, отчего. В этом главная заслуга и Сегеня, и Хотиненко. Вспомним эпизод в «Попе», когда митрополит Сергий (Воскресенский), экзарх оккупированной немцами Латвии и Эстонии, говорит собравшемуся у себя духовенству о главном герое, священнике Александре Ионине: «Это настоящий русский сельский батюшка».

Вот – ключевые слова для характеристики героя, да и, пожалуй, самого фильма.

Если кто-то полагает, что изображение сельского батюшки – задача с художественной точки зрения пустяковая, то пусть попробует ее выполнить. Для этого нужно знать не только психологию таких батюшек, но и элементарно их жизнь. Сегень знает (у него духовный отец – священник из русской глубинки, очень похожий на героя «Попа»). Но одно дело – знать, а другое – перенести свое знание в условия 40-х годов прошлого века. На мой взгляд, Сегень-прозаик справился с этой задачей блестяще.

Он написал роман, а Хотиненко снял фильм не о церковном диссиденте, как это повелось в нашем светском искусстве, начиная с толстовского «Отца Сергия», а о настоящем, нормальном русском священнике, какие составляли и составляют основу нашей Церкви. И Сергей Маковецкий, кого только в жизни не игравший, и чаще всего людей не русских – по духу, или – «новых русских» (которые такие же русские, как американцы – англичане), сыграл именно русского священника. Меня спросят: русские священники – это что, этническая общность? Да, и этническая. У таких, как протоиерей Александр Ионин, и отец был русским священником, и дед, и прадед… Пастырем Русской Православной Церкви может стать кто угодно, если того достоин, но есть русское родовое священство, история которого насчитывает свыше десяти веков. Оно не было истреблено полностью даже в годы атеистических гонений на Церковь. Хорошо помню молодого священника одного из подмосковных храмов в начале 90-х годов, когда священниками верующие люди становились точно так же, как солдаты лейтенантами в 1941 году. Он не имел никакого духовного образования, был косноязычен, в роли пастыря чувствовал себя довольно скованно. Но он был из потомственной священнической семьи. И однажды в нем «заговорили» гены отцов и дедов. Он пришел домой к «расслабленному», много лет лежавшему без движения, дал ему поцеловать крест и просто сказал: «Вставай!». И потянул крест на себя, словно приподымая им больного. И – о чудо! – тот поднялся. Он жив до сих пор, этот расслабленный. Не могу добавить – «и здоров», точнее, что полностью здоров, однако в храм он ходит самостоятельно и вполне может ухаживать за самим собой.

Потомственный русский священник – это, прежде всего, ощущение силы веры и дарованной тебе всей церковной полнотой благодатью. А если проще сказать – тихая уверенность в правоте своего дела. Тихая, но железобетонная. Вера отца Александра – это не вера юродивого из фильма П. Лунгина «Остров». То есть вера-то у них одна, в Господа нашего Иисуса Христа, но юродивый Петра Мамонова и Лунгина – новообращенный христианский подвижник, причем ведомый осознанием глубины своего греха, а скромный отец Александр, без преувеличения – олицетворение силы и величия двухтысячелетней святой соборной и апостольской Церкви. Пусть эта сила, как сказано в Писании, и в немощи совершается. И безусловное достоинство Сергея Маковецкого, что именно этого человека он и смог сыграть, причем, я считаю, превосходно. Я не берусь судить, кто конкретно в этом актёру помог – автор романа и сценария Сегень, режиссер Хотиненко, построивший на Мосфильме «домовую» церковь, в которой Маковецкий обучался навыкам пастырского «мастерства», или церковный консультант – игумен Кирилл, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Листах. Если по-православному, то заслуга, очевидно, общая, соборная. И меня это обстоятельство, если честно, более радует, чем если бы я наверняка знал, кому конкретно по этому поводу петь многие лета. С выходом фильма «Поп» совершилось благое общерусское дело, у истоков которого стоял издательский и кинематографический центр «Православная энциклопедия».

Чтобы поверить в правду отца Александра – в то, что он и «под немцами» будет делать святое русское дело, нужно было увидеть его правду в действии. И мы ее увидели – например, в эпизоде, когда партизан Луготинцев в исполнении Кирилла Плетнева хочет убить «немецкого пособника» отца Александра, а Маковецкий тихо, но с той волшебной силой актерского мастерства, что называется «абсолютным растворением в образе», говорит: «Прежде чем совершить задуманное, разреши, я хотя бы отпущу тебе все грехи».

Луготинцев – воин, но и отец Александр воин – воин Церкви Христовой. Только ее оружие – не огнестрельное. Так получилось, что люди в псковском селе Закаты вернулись к вере предков с приходом немцев. Но кто сказал, что враг не пригоден для этой цели? Если процесс примирения между атеистической властью и Церковью начался во время этой великой и страшной войны, чего никто не оспаривает, то были ли частью этого процесса священники и верующие, оставшиеся на захваченной врагом территории?

Отец Александр не призывает народ к прямому сопротивлению немцам, но он учит паству любить тех, кто с помощью Божией изгонял из своих земель врагов – святого равноапостольного князя Александра Невского и даже католическую святую Жанну д'Арк. Кто-то должен отдавать свою кровь за освобождение Родины, а кто-то должен и под пятой врагов поднимать в людях русский православный дух. Потому что одних партизан для сопротивления мало. Нужен соборный дух сопротивления, когда все, от мала до велика, в силу возможностей каждого противостоят врагу. Мы знаем: там, где осталось Русское Православие, там осталась Россия.

Фильм Хотиненко показал нам православную Россию под пятой врага. Возможно, для эффективного сопротивления в тылу немцев довольно было бы и советской идеологии. Но факт остается фактом: на оккупированной территории не она определяла духовную жизнь людей. Да и на советской территории – тоже. И с той, и с другой стороны линии фронта русские люди валом шли в церкви. Во второй половине прошлого века нас попытались заставить об этом забыть. А ведь это и было началом той политики «национального беспамятства», в которые ныне винят либералов эпохи Ельцина.

Для осуществления своего замысла Хотиненко, слава Богу, не использовал те немудреные средства, к которым прибегал, скажем, в сериале «Гибель Империи». Хотиненко вернулся к нам крупным режиссером не только из-за глубокой и пронзительной темы фильма, но и потому, что «Поп» снят художником. Это чувствуется с первых же кадров (отмечу безупречную, тонкую работу оператора Ильи Дёмина). Вот отец Александр, не зная еще о начале войны, добродушно борется с мухой. Мы видим героя фасеточным (или, говоря типографским языком, офсетным) зрением мухи. Он дробится в этих гранях бытия. Муха смотрит на отца Александра, если можно так сказать, «из глубины» мира низшего, ниже которого только одноклеточные, а дальше идут молекулы и атомы. Герой лишен каких-либо героических «подставок». Во весь рост мы его увидим лишь в конце фильма, когда, словно по иронической метафоре режиссера, физически он стал согбенным старичком-монахом. А пока отец Александр идет по захваченной фашистами Риге и, как ребенок, ест мороженое. Город окутана дымом – в фильме он нам не «расшифрован», а по роману мы знаем, что это горит местная синагога. На землю пришла беда – и скоро, скоро, она затянет в свой водоворот и героя. На псковской земле мир глядит  на него уже не глазами мухи, а глазами умирающей коровы, которую доят пленные советские солдаты. Мир смотрит на героя всё расширяющимися от ужаса глазами.

Но есть и другие глаза.

Взгляд мухи, появившись в фильме как прием, превращается в метафору. Ведь Мухой отец Александр и его матушка Алевтина, великолепно и правдиво сыгранная Ниной Усатовой, звали еврейскую девушку Хаву (в исполнении Лизы Арзамасовой), решившую вопреки воле отца перейти в христианство.  Мир отца Александра, увиденный сначала глазами мухи, открывается в момент крещения глазам Мухи-Хавы как мир сияющей истины Христа. И едва ли я ошибусь, если скажу, что весь фильм Хотиненко – развитие этой метафоры. Потому что даже если я ошибся, то он всё равно о сияющей истине Христа.

Многие верующие люди средних лет, наверное, узнали себя в молодых ребятах из конца 70-х годов, которые, «прикалываясь» под музыку «Бони М», довольно бесцеремонно требуют у старенького отца Александра, чтобы он пустил их в монастырь укрыться от дождя. Зорко глянув на молодежь, герой говорит свои последние слова в фильме: «Заходите, а там поглядим». От дождя, дескать, вы укроетесь или от чего-то еще. Или станете на путь в Жизнь вечную, на который отец Александр поставил уже не одну сотню человек. «Верных» – как говорят в церкви.

«Открытый финал» этот – дело рук мастера. Я не знаю, «заставляет ли он зрителя думать», что, по мнению анонимного автора упоминавшейся уже рецензии в «НГ», необходимо для «религиозного фильма». Дескать: «Традиция религиозного кино в России нова. В отличие от Запада, который не знал многолетнего отлучения Церкви от людей. Поэтому западная традиция отражения в кино отношений Церкви и паствы многогранна и разнообразна. «Дневник деревенского священника» Робера Брессона, «Леон Морен, священник» Жан-Пьера Мельвиля, религиозно-философские произведения Ингмара Бергмана несли в себе мучительный конфликт между Богом и бесом (бес, сиречь мелкая нечисть, сопоставим, по мнению автора, с Богом. –  А. В.) в человеческой душе, между служением и сомнением. Эти режиссеры спорили с Богом, порой недоумевали, порой негодовали, полагая божественное начало выдумкой церковников, но они думали сами и заставляли думать зрителя. Оттого в этих непростых картинах куда больше духовного смысла, чем во всех ура-православных отечественных упражнениях последних лет».

Где это автор видел на Западе «религиозное кино»? Его там в природе давно уже не существует, разве что в Польше. Я помню еще то время, когда в роли религиозного (католического) режиссера пытались представить Федерико Феллини. Потом эти попытки оставили, потому что Феллини-художник был таким же католиком, как я буддистом. Перечисленные же журналистом фильмы – никакие не религиозные, а антирелигиозные. Называть их религиозными – это всё равно, что называть антибуржуазный фильм буржуазным на том основании, что в нем фигурируют буржуи.

Но есть, соглашусь, и тип религиозного сознания, несущий «в себе мучительный конфликт между Богом и бесом в человеческой душе». Только этот «тип сознания» – не православный. И даже не католический и не протестантский. Он, скорее, свойствен древним, родственным по идеологии сектам катаров, альбигойцев, богумилов (патаренов), родоначальникам многих современных ересей. Это в их учениях Божественное и дьявольское начала живут в человеческой душе от рождения и враждуют, как соседи по коммунальной квартире. А у нас о душевных раздорах замечательно сказано Достоевским устами Дмитрия Карамазова: «здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы  сердца людей». То есть в нашей религиозной традиции душа – «поле битвы» дьявола с Богом, а не территория совместного проживания «Бога и беса». Причем поле битвы для дьявола чужое. У нас совершенно иной, не «амбивалентный» взгляд на жизнь человеческой души, напоминающий принцип обратной перспективы в русской иконописи, открытый о. Павлом Флоренским. Так зачем же нам «традиции западного религиозного кино», которого, к тому же, на Западе и нет вовсе?

Что же касается задачи «заставить зрителя думать», то мне кажется, думать можно и просто так, без понуждения. Хотя бы по десять минут в день. Это полезно, поверьте! А фильм снят о том, что выше всякой мысли, и без чего никакой мысли, если не считать обезьяньей, не существует.

Фильм «Поп» – о Том, благодаря чему мы живы. Есть и другое киноискусство – о том, как (или почему) мы умираем. Я не утверждаю, что оно не нужно. Но необходим, согласитесь, выбор.

Теперь, с выходом фильма Хотиненко, он в нашем кино появился.

Андрей ВОРОНЦОВ

Обсудить в группе Telegram

Андрей Воронцов

Выпускник литературного института имени А.М. Го... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS