Кто и как только не ругал ментовские сериалы, то бишь полицейские детективы, на НТВ. За ходульность, халтурность, штампы, а когда среди главных и положительных героев стали появляться продажные полицейские, то и за вредность. Но всё чаще в сериальном потоке появляется нечто, что заставляет встряхнуться и приободриться.
В конце 90-х необыкновенную популярность и, что редко бывает, у сотрудников милиции-полиции, снискал многосезонный криминальный сериал «Улицы разбитых фонарей» – неожиданный, энергичный, правдивый, человечный. С живыми людьми, которые, кажется, сплошь состояли из недостатков, но были настоящими героями. Их всех полюбили: актёры, которые играли бесшабашных ментов 90-х, стали самыми популярными в то время, когда кино ещё мало снимали. Во многом благодаря «ментам» российский кинематограф очнулся после перестроечной одури.
Снимали серии Александр Рогожкин, Дмитрий Светозаров, Евгений Татарский, Владимир Бортко и другие очень известные и очень разные режиссёры. Объединяло их всех то главное, что должно быть, без чего, какие бы хорошие актёры и режиссёры ни участвовали в создании кино, оно не существует, – сценарий. И его автор, а это Андрей Кивинов, ленинградский милиционер с огромным опытом работы «в поле», несомненным литературным даром и прекрасным чувством юмора. Именно он придумал всех этих героев. Они, повторяю, у него получились живыми, а режиссёры и актёры их достоверно воссоздали. Опера бесстрашно сражались с бандитами в лихие 90-е. Потом пришло новое поколение актёров, в нулевые началась эра «Убойного отдела», где родились свои звёзды, которых тоже полюбили – они тоже играли самоотверженных мужиков, и участвовали в этом творении почти все артисты не только Питера, но и России.
Продюсеры, естественно, хотели вечно плыть на волне успеха, рождённого книгами и сценариями Кивинова. Подобные, похожие друг на друга «менты» встали на конвейер, обаяние кивиновского юмора и человеколюбия улетучилось, авторов и сериалов стало так много, они стали так быстро сменять друг друга, что стали неотличимы... Одно и то же, кровь, бандиты, менты, вдобавок появился новый штамп безысходности, непобедимости зла («Бандитский Петербург» и другие). Борись не борись с преступностью, «всё будет так, исхода нет». И не стало праздника, который нет-нет да и случался у Ларина, Казановы, Дукалиса, Мухомора и других. В последние годы окончательно победил конвейер, который штамповал сериалы (актёры еле успевали учить текст), и их в основном показывало НТВ, и широкий зритель от криминала отвернулся.
И вот пришли 20-е годы, и – снова Кивинов, но не совсем тот, и снова НТВ, правда, совсем не то, что в нулевые. На канале стали появляться стоящие сериалы (мы писали о «Медном солнце», «Посольстве» и других).
О сериале «Герой по вызову» мне сообщил коллега, которого первые серии изумили: «Что это было, детектив, фарс? Артисты не самые известные, какой-то треш, но смотреть очень интересно!» Пришлось взглянуть, хотя недоверие к полицейским детективам НТВ по-прежнему стойкое.
Зрелище – особенно поначалу, – действительно, неожиданное. Врач Иван (Евгений Миллер) страдает от нестерпимой головной боли и знает, что у него неоперабельная опухоль мозга, жить осталось совсем недолго, он хочет покончить с собой. Пьёт для храбрости и бросается под машину, но… шофёр успел притормозить, а это опер Илья, который уговаривает врача свести счёты с жизнью, но с пользой для дела, поимки опасного преступника. Полицейский этот (Николай Клямчук) хоть и похож слегка на Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга, но совсем не герой, трусоватый, неудачливый, а вынужден искать опасного преступника (Михаил Евланов). Его начальник – зверь, бывший школьный учитель (Владимир Виноградов), после каждой неудачи норовит его уволить, доводит подчинённых до изнеможения диктантами по русскому языку. Иван, надеясь погибнуть, совершает бесстрашные поступки, и, как оказалось, выбросы адреналина его лечат, участие в опасных операциях ему на пользу. С ним знакомится следовательница Лиза (Кристина Асмус), которая в него влюбляется... И дальше всё вроде как в обычных детективах. Но почему здесь было смотреть интересно? Потому что сочеталось, казалось, несочетаемое. Тотальная самоирония, то есть автор сценария (вместе с режиссёром Анной Зайцевой) беспощадно смеётся над своими бывшими коллегами и детективными штампами, издевательский юмор иногда хлещет через край, образы большинства персонажей гротескные, но некоторые как раз подчёркнуто достоверные. В первую очередь Кристина Асмус, которую многие знают по скандальному фильму «Текст», а здесь она – просто очень хорошая актриса, подробно играет типичную женщину из МВД. Чувствуется даже какая-то не очень приятная печать профессии, то есть понятно, что эта женщина заслужила звание капитана не кокетством, а раскрытием многих, в том числе грязных дел. И в любовь её тоже веришь, несмотря на подчас невозможные ситуации, в которые попадают герои в этом сатирическом боевике с лирической начинкой.
Труднее всего было Евгению Миллеру, он должен сыграть современного русского бэтмена, который всегда приходит на помощь незадачливым ментам, но отторжения его герой не вызвал. А наиболее удачны актёрские работы упомянутого Виноградова, Константина Глушкова в роли банкира-неудачника; убедительны и смешны многие: Яна Кошкина (клофелинщица), Валентин Самохин (помощник олигарха), Артём Гайдуков (полицейский-интриган).
И отдельное спасибо за хеппи-энд, добро наконец победило, мы уже устали от триумфа зла на ТВ.