В отчёте только цифры и факты. Цифры впечатляют, особенно на фоне показателей других министерств и ведомств. Средняя зарплата в отрасли выросла в 3,2 раза, если сравнивать с 2011 годом. Построено, отреставрировано и реконструировано более
900 объектов, посещаемость театров выросла на 38 %, музеев – в 1,7 раза, количество зрителей российского кино увеличилось на
76 %.
За каждой цифрой – напряжённый труд многих и многих коллективов, работавших под руководством Минкульта. Это и есть наглядный итог работы министерства в период руководства Владимира Мединского, ныне помощника президента.
Размышляя над развитием культуры постсоветской России, изучив современные показатели и сравнив их с предыдущими периодами, невольно приходишь к выводу, что 2012–2019 гг. были рубежными для нашей культуры. Она стала качественно другой. И главное, что культура стала развиваться комплексно. Она не исчезла из столиц, но наконец-то дошла до глубинки, стала по-настоящему народной. Эта важная деталь почему-то остаётся неотмеченной, но она очень значима для понимания произошедших в стране изменений – культура в её лучших образцах вернулась к своему народу.
Российская культура велика и многообразна. В своих выдающихся проявлениях она и народна, и элитарна, и высшие её образцы создаются там, где эти два направления сливаются, как в шедеврах Пушкина, Толстого, Есенина, Репина, Шолохова, Эйзенштейна... В советское время широкой народной культуре не хватало элитарности, в постсоветское – народности. В последнее десятилетие созданы условия для восстановления гармоничной многонациональной российской культуры.
Многое в проведённой работе зависело от руководства министерства. Коллектив во главе с В. Мединским преследовал ясную цель – укрепление государства Российского. И на этом пути были сложности, сопротивление тех, кто привык руководствоваться личными или узкогрупповыми интересами. После двух десятилетий тотальной утраты ценностных ориентиров в околокультурной среде сформировался значительный слой псевдоэлиты. Часть её не скрывает презрения к России, российской истории; другая, «печалясь о народе», хотела бы ему лучшей доли в рамках невозможного сегодня, исключительно прозападного выбора. Оба эти направления слились в страстном желании не допустить сплочения российского народа, укрепления государственности на основе великой истории и подлинно народной культуры.
Все семь лет В. Мединский подвергался нападкам в либеральной прессе, став одним из самых критикуемых министров. Если бы не постоянная поддержка президента Путина, его наверняка бы убрали, не дав завершить начатое дело преобразования российской культуры. О том, что эта поддержка сохраняется, свидетельствует назначение В. Мединского помощником президента.
В СМИ порой проскальзывает мнение, что Мединский раздражал общественность и потому его нет в новом составе правительства. Позволю себе предположить, что это не вполне верно. Просто В. Мединский в основном завершил то дело, которое начал в 2012 году. Главные идеи, с которыми он пришёл в министерство или выработал в ходе работы в нём, большей частью реализованы. Основным результатом этой деятельности, на мой взгляд, стало осознание нашими гражданами себя частью единого культурного пространства. Теперь надо идти дальше. Вновь назначенный министр Ольга Борисовна Любимова, опираясь на достигнутое и отталкиваясь от него, будет реализовывать новые идеи и решать новые задачи. Очень бы хотелось, чтобы они были связаны с формированием образа будущего – нам так не хватает утерянной великой мечты, ради которой стоит жить и умереть.
По словам пресс-секретаря президента Д. Пескова, В. Мединский в должности помощника президента «будет заниматься вопросами координации государственной политики в исторической и гуманитарной сферах». Это свидетельствует о повышении внимания президента к культуре как приоритетному направлению развития общества и государства.
До последнего десятилетия культура была замкнута в узких рамках музейной, театрально-художественной сферы, в государственной политике ей не отводилась определяющая роль создания судьбоносных для России смыслов. А ведь многие наши болезненные проблемы в экономической сфере – это не только и не столько нехватка инвестиций, сколько отсутствие внятного образа будущего страны и её граждан. Отсутствие ясных жизненных целей, ради которых стоит делать сверхусилия в науке, бизнесе, искусстве, ведёт к застою.
Будущее не предугадывается – оно создаётся реализацией общенародной мечты, напряжённым трудом миллионов людей. Для того чтобы создать привлекательный образ будущего и увлечь им наших сограждан, недостаточно усилий министерства культуры, тут нужны слаженные и скоординированные действия всех ведомств, обеспечивающих воспитание, обучение и распространение информации в обществе. Но основным всё же является разработка проекта будущего. Его не найти в прошлом, вместе с тем нам не подходят проекты Запада и Востока, у нас свой путь, и его надо определить и убедить людей в его осуществимости. Решив эту задачу, можно восстановить утерянный смысл существования России и её народа как великих субъектов истории. Первый шаг в этом направлении сделан в 2012–2019 гг.: культура возвращена народу.
Григорий Герасимов, доктор исторических наук, научный консультант Тульского государственного музея оружия