Гений Киммерии, одного из самых загадочных мест на Земле, вернулся к дому, ставшему в начале прошлого века не просто жилищем, а обителью муз, пристанищем для гонимых, а также культурным центром, вдохновлявшим писателей, художников.
Духовной родиной назвал Максимилиан Волошин Коктебель, неприметную деревушку, которую он прославил на весь мир. Много лет общественность добивалась, чтобы здесь был установлен памятник поэту, художнику, гуманисту. Сын известного скульптора Ариадны Арендт безвозмездно передал одну из гипсовых фигур Волошина, выполненных отчимом Анатолием Григорьевым по зарисовкам, сделанным при жизни поэта. Меценат из Ростова-на-Дону Владимир Бабушкин выделил деньги на её воплощение в бронзе.
Памятник установлен благодаря усилиям Международного попечительского совета, созданного для оказания всесторонней помощи Дому-музею. Совет возглавляет заместитель председателя Совета министров Крыма Татьяна Умрихина.
Свершилось: поэт вернулся к нам таким, каким его знали и любили все, кто был вхож в гостеприимный дом, каким любим его мы, знающие по фотографиям, автопортретам и портретам.
Это первый памятник Волошину в полный рост, созданный ровно через сто лет после установки его бюста работы Эдварда Виттига на парижском бульваре Эксельманс.
Нынешний год для Коктебеля, Крыма особый – 1 августа отмечается 25-летие музея.
Среди тех, кто присутствовал на открытии памятника, – дочь известной советской писательницы Мариэтты Шагинян художница Мирэль Яковлевна, которой недавно исполнился девяносто один год. Она каждое лето приезжает из Москвы в любимый ею Коктебель, в дом, подаренный матерью, дружившей с поэтом и его женой Марией Степановной.
Под знаменитое танго аргентинского композитора Астора Пьяццолы, звучавшего сто лет назад в Париже на таком же событии, снято покрывало с памятника. И словно только что спустившись с прибрежного холма в хитоне и с посохом в руке, Макс вернулся к дому, который покинул семьдесят семь лет назад. Теперь он будет находиться здесь – перед мастерской, из окон которой любил смотреть на море, на лесистые холмы Карадага и мыс Кок-Кая.