В конце сентября стал известен длинный список литературной премии «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева. О новой награде и о том, что она изменит в литературном ландшафте нашей страны, рассказывает куратор проекта Вячеслав Коновалов.
– В этом году впервые будет вручаться премия «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева. Расскажите о ней подробней. Как возникла идея такой награды?
– Изначально возникла не идея награды, а идея сшивания пространства родной страны, преодоления деструктивных центробежных сил, запущенных 30 лет назад и приведших как к потере части традиционно русских, российских земель, так и разрыву культурных связей между регионами России.
Вначале, конечно, было слово – мы с Василием Авченко, мэтром дальневосточной литературы, встретились под Нижним Новгородом, в родовой деревне писателя Захара Прилепина, и, как водится, разговор был о литературе. Разумеется, литературная история Дальнего Востока России не столь мощная, как история Центральной России, в силу позднего освоения и количества жителей, а следовательно, литературные традиции востока России не столь глубоки, как в Москве, Питере, Центральной России, однако Дальним Востоком интересовались классики – Пушкин, Гончаров, Чехов, потом возникли и собственные кадры – Н. Матвеев-Амурский, Арсеньев, Фадеев и другие. В ХХ веке сюда приезжали Пришвин и Гайдар, о Дальнем Востоке писали Сергей Диковский и Олег Куваев, Приморье дало таких авторов, как Иван Басаргин и Александр Плетнёв, своя литература возникла на Чукотке (не только Юрий Рытхэу), в Якутии, в Приамурье… Сегодня о Дальнем Востоке пишут не только сами дальневосточники, но и сибиряки, москвичи, питерцы. Это и Михаил Тарковский, и Александр Кузнецов-Тулянин, и Виктор Ремизов, и Андрей Геласимов, и Леонид Юзефович, и Эдуард Веркин. Но, к сожалению, сейчас интерес к Дальнему Востоку как тихоокеанскому фронтиру невелик.
Разумеется, сложившуюся ситуацию надо менять, надо возвращать Дальний Восток на орбиту большой русской литературы. Вот тут и появляется идея многособытийного, триединого возвращения Дальнего Востока в культурное поле страны – литературный фестиваль, литературная премия, литературная резиденция. А от идеи перешёл к делу, и уже спустя три месяца была готова концепция фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (сокращенно ЛиТР), определился основной партнёр в лице Виктора Суханова и его медиахолдинга ПримаМедия, а финансовым партнёром фестиваля стала ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров) где президентствует Герман Зверев, человек не чуждый литературного труда.
Первый фестиваль «Литература Тихоокеанской России» состоялся в июне 2018-го, и на круглом столе с представителями государственной власти Дальнего Востока я озвучил вице-премьеру, полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу своё видение развития литературной дальневосточной платформы и её составляющих. В результате этой судьбоносной встречи по инициативе Юрия Трутнева общероссийская литературная премия была учреждена. Одну из номинаций полпред финансирует лично. В результате широкого опроса в среде российских литераторов было принято решение дать этой премии имя В.К. Арсеньева.
– Одна из основных целей премии – привлечь культурный интерес к Дальнему Востоку. Речь идёт только о литературе? Или в идеале результатом этой премии должно стать ещё и туристическое паломничество в регион?
– Во Владивостоке уже открываются филиалы Мариинки, Третьяковки, Русского музея – во многом с прицелом на иностранцев, прежде всего китайцев, корейцев, японцев. Думаем, что и своя литературная премия имени Арсеньева поможет открыть Дальний Восток и России, и всему миру, а в самом регионе подтолкнёт культурные процессы, поможет зарождению и развитию дальневосточных талантов – литературных, живописных, кинематографических.
Что касается туристического паломничества, то, несомненно, литературная составляющая – непременная его часть. Фестиваль «Литература Тихоокеанской России», в котором принимают участие не только российские писатели и издатели, но и литераторы, переводчики и слависты из Вьетнама, Китая, Республики Корея, Японии и Франции, явился стартовой площадкой премии, и премия наследует наднациональный характер фестиваля, ведь мы рассматриваем любые произведения, безотносительно границ и национальной принадлежности писателя, главное – чтобы на русском языке и о Дальнем Востоке России.
Проректор университета иностранных языков «Ханкук» Ким Хен Тхе из Республики Корея признался, что полюбил Владивосток и будет стремиться попасть сюда ещё, а также рекомендовать Приморье не только как место красоты, но и как место силы великой русской культуры. Участники фестиваля – представители делегации из КНР: директор института иностранных языков Чанчуньского университета Ван Цзиньлин, профессор Хэйлунцзянского университета Бай Вэньчан, генеральный директор Китайского общества по коллективному управлению авторскими правами на литературные произведения Чжан Хунбо выразили интерес к расширению географии фестиваля и участия в премии с китайской стороны… Так что премия, без сомнения, уже перешагнула границы России и становится мощным фактором привлечения туристов, интересующихся русской культурой, а культурный туризм в Россию – штука посильнее гастрономического и пляжного туризма, поскольку неистощим!
– Сможет ли, на ваш взгляд, премия поспособствовать популяризации произведений дальневосточных писателей? Не выйдет ли так, что местные авторы окажутся в тени столичных знаменитостей, написавших о Дальнем Востоке?
– Прежде всего, премия будет способствовать популяризации Дальнего Востока, его истории, его культуры и литературы. Возвращение интереса к этой потрясающей территории, к духовной и культурной составляющей этой части русской земли – основная задача развития литературной платформы, частью которой является и наша премия им. Арсеньева.
А что касается «затенённости» того или другого писателя в премиальном процессе, то здесь важна не географическая принадлежность, а наличие писательского таланта. Здоровая конкуренция в писательской среде – это и есть ещё одна задача премии.
Самое главное, что литература о Дальнем Востоке есть, и она самого высокого качества. И преимущественно представлена именно дальневосточными писателями. Взгляните на длинный список нашей премии, опубликованный неделю назад, посмотрите на географическую принадлежность авторов и вам сразу станет все понятно – Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Хабаровский, Забайкальский и Приморский края, Сахалинская, Амурская и Еврейская автономная области, и – да, Москва, Курган, Иваново, Волгоград и, конечно, Крым – это же прекрасно, что Дальний Восток живёт в сердцах пишущих людей всех краев и областей России.
– По каким критериям отбираются произведения? Как вообще устроен «механизм» этой премии?
– Критерий отбора один – литературная ценность и качество произведения. Все решения принимаются органами, утверждёнными и прописанными в Положении премии – не буду тут пересказывать все ступени и критерии отбора, «механизм» прост и надёжен. Залогом профессионализма премии, качества текстов служит наше жюри, которым, вне всякого сомнения, не может похвастаться ни одна премия страны: прозаик, куратор премии «Национальный бестселлер» Вадим Левенталь; писатель Лев Данилкин; ректор Литературного института им. М. Горького Алексей Варламов; писатель Евгений Водолазкин; детские писатели Анастасия Орлова и Юрий Нечипоренко; критик Андрей Рудалёв; глава издательства «Рубеж» Александр Колесов; директор музея-заповедника «Владивостокская крепость» Виктор Шалай; писатель Ольга Погодина-Кузмина; писатель, депутат Госдумы РФ Сергей Шаргунов, председатель жюри премии.
– Что вы можете сказать о длинном списке этого года? Наметились ли какие-нибудь тенденции? Есть ли открытия?
– Каждая книга, вошедшая в длинный список премии, во всех трёх номинациях – это высококачественная литература, а литература такого уровня – всегда открытие. Среди тенденций отметил бы возрождение интереса к исторической, мемуарной и краеведческой литературе, особенно у авторов Дальнего Востока, и это не может не радовать, поскольку данный интерес к себе, к своим корням, к своей традиции – свойство здоровой нации.
«ЛГ»-досье
Вячеслав Коновалов родился в 1966 году. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана и Финансовый университет при Правительстве РФ. Работал в международных консалтинговых компаниях в сфере управления и развития персонала, читал лекции и проводил мастер-классы в ведущих вузах России. С 2017 года занимается культурными проектами. Инициатор создания культурной платформы «КультБригада», соучредитель и организатор фестиваля «Литература Тихоокеанской России». Директор по развитию в журнале «Юность». Ведущий программы «Вечерняя смена» на «Радио России». Куратор кинолектория «Среда Истории» в кинотеатре «Иллюзион».