Красноярский театр оперы и балета показал премьеру «Лакме» Лео Делиба – шедевр французской лирической оперы, не ставившейся в России более полувека. Не имеет она серьёзной сценической истории и в Европе. Ведь Делиб своим произведением заклеймил британский истеблишмент и фатальные для индусов последствия колонизаторской политики. Об этом свидетельствует и казус с картиной Василия Верещагина «Казнь из пушек в Британской Индии», где запечатлён варварский расстрел индусов, которых привязывали к жерлам пушек. Именно это изображение стало «лейтмотивом спектакля»: оно проецируется на суперзанавес в начале оперы, его фрагменты мы видим на порталах храма во втором действии…
Видеопроекции и балет в ориентальных костюмах, силуэты высотных зданий и многорукие статуи индуистского культа (сценография Марии Высотской) – в «Лакме» перемешались эпохи и стили, заставляя зрителя ментально перемещаться во времени и пространстве.
Постановочной команде удалось достичь баланса между этнографическими деталями, диктуемыми сюжетом, и необходимостью сделать историю столкновения английских колонизаторов и коренного населения Индии, близкой российскому менталитету. Свою идею режиссёр-постановщик Сергей Новиков сформулировал в интервью, опубликованном в премьерном буклете, и, к чести его, слова не остались лишь декларацией о намерениях.
Действительно, восточная и западная культуры тесно переплетены практически в каждом мегаполисе, и на сцене мы видим, как комментирует Новиков, «индуистский центр в парке посреди неназванного большого города. Этому укромному уголку культуры малого народа некуда скрыться от современной жизни – небоскрёбы сжимают парк в стеклобетонном кольце. Это противопоставление проецируется и на взаимоотношения героев».
Любопытствующие англичане из числа местной элиты пробираются в храм богини Дурги, делают селфи, трогают священные предметы, тем самым оскверняя сакральное место. Именно за это в дальнейшем преследует жрец Нилаканте Джеральда, жениха Элен, дочки губернатора. Легкомысленный повеса, встретивший в храме Лакме, дочь Нилаканте, моментально влюбился, забыв о своих матримониальных планах.
Интрига разворачивается постепенно. Джеральд, быть может, и не решился бы порвать со своим миром, но охваченный жаждой мести Нилаканте заставляет Лакме петь на празднике. Звучит знаменитая «ария с колокольчиками», и, услышав голос девушки, Джеральд выдаёт себя. Расплата следует очень скоро: жрец, переодевшись в бродягу, подстерегает влюблённого юношу и ранит его ножом. Лакме прячет его, выхаживает целебными травами и предлагает навсегда скрепить их любовь, испив святой воды из священной чаши. Развязка драмы близка: Джеральд колеблется, он, слыша проходящих мимо британских солдат, начинает задумываться о возвращении к своим согражданам. Лакме в отчаянии съедает лепестки ядовитого цветка, и хотя Джеральд совершает с ней обряд, счастье уже не вернуть. Лакме умирает на глазах у потрясённого отца, который даже не может наказать обидчика. Выпив из священной чаши, Джеральд оказывается посвящённым в касту браминов.
«Опера «Лакме» с самого начала задумана Делибом как история о столкновении восточного и западного миров, систем, ценностей и образов мыслей, – объясняет Сергей Новиков. – Месседж о том, что западный человек, не понимая особенностей мышления человека с востока, может, сам того не желая, оскорбить (причём оскорбить смертельно), прописан тут очень наглядно».
Появление редкозвучащей оперы французского композитора XIX века – продолжение курса на отход от трафаретного наполнения афиши, взятого Красноярским театром оперы и балета имени Д. Хворостовского. «Кавказский пленник» Цезаря Кюи, «Груди Терезия» Франсиса Пуленка, «Богатыри» Александра Бородина, «Ермак» Александра Чайковского – репертуар планомерно пополняется новинками.
«Лакме» – совместный выбор театра и режиссёра Сергея Новикова, который выиграл право на постановку ещё в 2015 году как участник проекта «Нано-опера». И вот час настал. Собственно постановочному процессу предшествовал кропотливый подготовительный период. По словам режиссёра, пока певцы в Красноярске разучивали свои партии, они с ним по зуму отрабатывали правила французской фонетики.
Не только с произношением, но и с пониманием стиля в этом спектакле действительно всё в порядке. Солисты театра с увлечением погрузились в загадочный мир востока, оркестр, повинуясь жесту столичного дирижёра, народного артиста России Александра Рудина, шармировал прозрачностью и певучестью кантилены. По словам дирижёра, «работая с красноярским оркестром, мы обращали особое внимание на качество звука, исполнение не должно быть грубым, агрессивным, «жирным». Я старался сообщить оркестру именно такое отношение к этой музыке: прозрачной, рафинированной и вместе с тем искренней и трогательной».
На центральные партии также подготовили по три состава, но доверили премьеру приглашённым певцам. Сопрано Анна Гречишкина из московского театра «Геликон-опера» с впечатляющей свободой справилась со всеми виртуозными каверзами партии Лакме, и под стать ей тенор Сергей Кузьмин из Михайловского театра блеснул качеством вокала и естественностью актёрской игры в партии Джеральда.
Несмотря на трагический финал, музыка оперы овеяна светлым колоритом, а на сцене царят яркие, сочные краски. Презентованная в первые дни весны, «Лакме» была благодарно воспринята красноярцами как подарок ко дню Восьмое марта как возможность отвлечься от проблем будней и погрузиться в красивую романтическую историю.
Лидия Ордынская,
Красноярск – Москва
Джеральд – Сергей Кузьмин, гувернантка Бентсон – Лариса Плотникова, дочери губернатора Роуз – Екатерина Кочетова и Элен – Алёна Бабивская