Таинственное пламя царицы Лоаны / Пер. с итал. Елены Костюкович. – СПб.: Симпозиум, 2008. – 592 с., с ил.
Автор интеллектуального бестселлера «Имя Розы» и многих других достойных книг, учёный-медиевист, семиотик, специалист по массовой культуре Умберто Эко написал иллюстрированный роман. Причём изобразительный ряд ничуть не менее важен, нежели текст, каждая иллюстрация представляет собой цитату, извлечённую из контекста не только личной истории героя, но и истории целого поколения. Этот роман, несомненно, самый автобиографический из всех произведений Эко, в нём он повествует о знаковых событиях, важных деталях и всём прочем, что характеризует общность жизненного пути ровесников писателя. Показано всё это через судьбу миланского букиниста Джамбаттисты Бодони, который после инсульта потерял память. Причём не полностью, он помнит всё, что когда-либо читал, но совершенно не помнит свою семью, своё прошлое или даже собственное имя. И, опираясь на культурные ценности, на литературу, он решает попробовать восстановить всё остальное. Букинист едет в дом, в котором вырос, чтобы, поселившись там, через старые газеты, виниловые записи, книги, журналы и комиксы детства вновь пережить историю своего поколения и общества, в котором жили его родители и дедушка. И всё это подкрепляется визуально. Например, Бодони находит в старом учебнике листовку времён Муссолини – и рядом с этим эпизодом напечатана её репродукция. Текст, как это свойственно и другим произведениям Эко, сплошь пронизан цитатами из мировой классической литературы: Данте, Пушкин, Кафка и множество других. Наш читатель, кроме прочего, получает отличную возможность сравнить шутки и идиомы Италии времён Муссолини с теми, которые мы сами слышали от бабушек и дедушек. Сходства много: видимо, в те времена стиль мышления был общим.