Талантливая французская пианистка трагической судьбы вновь возвратится в город, обогревший её после долгих лет заключения в ГУЛАГе. Здесь в Большом зале Уральской государственной консерватории им. Мусоргского прошёл её первый концерт. Консерваторские умельцы восстановили запись, и мы теперь имеем возможность услышать Этюды Шопена в её исполнении того времени. Можно представить, какой была звукозаписывающая аппаратура в те годы, тем более похвальна работа реставраторов. В YouTube я отыскал фрагменты 32-й сонаты Бетховена в её исполнении для журнала «Кругозор», прекрасные моменты, но испорчены дикторским текстом. Больше записей нет.
Здесь в жизни пианистки образовался город Нижний Тагил, который она всегда вспоминала с благодарностью. Во-первых, местную музыкальную школу и её директора – Марию Николаевну Машкову, затем будущего знаменитого кинорежиссёра Владимира Яковлевича Мотыля, с которым работала в местном театре. Для Владимира Яковлевича знакомство с Лотар было знаковым, он сам мне об этом говорил, и многих героев своих фильмов наделял чертами характера этой удивительной пианистки.
В Нижнем Тагиле до сих пор живы её ученики из музыкальной школы. Многие выбрали другие профессии, стали, к примеру, известными медиками, как член-корреспондент РАМН Ангелина Гуськова, но все помнят уроки Лотар. И конкурс поддерживает в этот раз вместе с фондом Ельцина компания ЕВРАЗ, связанная с Нижним Тагилом.
VII Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко по традиции откроется в Большом зале Свердловской филармонии. Более 40 молодых музыкантов из России, Англии, Франции, Швейцарии, Польши, Китая примут в нём участие. В жюри конкурса – известные музыканты и педагоги, возглавит его в этот раз профессор Ecole Normale de Musique de Paris «Alfred Kortot» Рене Шерешевская. Открытие конкурса станет и более обстоятельным знакомством с родным учебным заведением Веры Лотар – в концерте выступят лауреаты международных конкурсов этой известной в мире музыкальной школы.
Приветствуя конкурс, выдающийся пианист современности Григорий Соколов написал: «Имя Веры Лотар-Шевченко превращает обычное мероприятие, коим является любой конкурс, в культурное событие. Трагическая судьба. Противостояние личности и тысяч винтиков – преступников и коллаборационистов, так и не названных поимён-но. Человек – и окружающая его вакханалия подлости.
Я приветствую всех, почтивших своим участием память Лотар-Шевченко, и желаю, чтобы все стали победителями конкурса на звание человека – жестокого испытания длиною в жизнь».
Вера Августовна была очень скромным человеком. И никогда не сдавалась обстоятельствам. У неё можно многому поучиться. И прежде всего – умению и мужеству сохранять человеческое достоинство и никогда им не жертвовать. Написать это, конечно, просто, а вот последовать этому её правилу – значительно сложнее.
И ещё – вера в музыку и её неисчерпаемые возможности. Именно эта вера позволила пианистке возвратиться, выдержать не только лагеря, но и бюрократов и чиновников, коими богата российская земля и по сию пору. Она умела их не замечать. Наверное, это было не просто. Как и всё в её жизни. Но спасали Бах, Бетховен, Равель, Шопен и воспоминания о любимых людях. Прочный, оказывается, запас… ′