Ценители старины, заядлые «музеефилы» и «музееманы» ни за что её не пропустят. Но смеем утверждать, что и неискушённой публике она будет интересна: мир этот действительно волшебный. Входишь в зал – и сразу хочется выпрямить спину, гордо вскинуть голову и грациозно заскользить по паркету, забыв о том, что на тебе брюки, свитер и сапоги на толстой подошве. Хочется почувствовать себя madame. В крайнем случае – сударыней. Независимо от возраста, профессии и социального положения. Так что волшебство, пусть и незатейливое, – налицо. В нашей жизни оно случается не так уж часто, значит, одна причина забыть на время о том, какой век на дворе, у нас с вами уже есть.
А если вы верите, что красота поднимает настроение и даже продлевает жизнь, то вот вам и вторая причина для того, чтобы выбраться из дома. Это сияющее великолепие – лучшее противоядие против зимней хандры и серой мглы в душе и за окнами. Страусовые и фазаньи перья, жемчуг и венецианский бисер, золотая и серебряная канитель, слоновая кость, тюль и кружево… Искусные мастера разрисовывали их пасторальными сценами в духе Ватто и Буше (кстати, мэтр Франсуа и сам не брезговал этим занятием) и даже умудрялись крепить к ним крошечные зеркальца.
Коллекция вееров музея-усадьбы «Останкино» – третья по величине в России, уступающая только собраниям Эрмитажа и Исторического музея. Но, увы, в многострадальном дворце-театре графов Шереметевых её экспонировать негде. Там до сих пор идёт реставрация, и подходящего помещения для этой весьма внушительной коллекции – более 300 единиц – пока нет и неизвестно, когда оно появится. К тому же Останкино – строение деревянное и большую часть года для посетителей закрыто. И нужно поблагодарить гостеприимный Пушкинский музей, в залах которого удалось разместить хотя бы третью часть собрания. Кстати, сотрудники музея пополнили экспозицию и веерами из своих запасников.
Идея выставки принадлежит А.Ф. Червякову – одному из старейших сотрудников музея-усадьбы «Останкино». Историей веера он занимается всю жизнь. Кульминацией работы выставки станет презентация составленного Александром Фёдоровичем каталога «Веера в России XVIII-XX веков», которая состоится 6 марта.
У каждого веера в коллекции своя история, но самая романтичная, пожалуй, у скромных театральных опахал с плоским экраном и деревянной ручкой. Актёры шереметевского театра писали на них тексты своих ролей. Их передал в дар Останкинскому музею В.П. Шереметев, праправнук актрисы-графини П.И. Жемчуговой-Шереметевой.
Самый старый из вееров, представленных на выставке, создан в середине 30-х годов XVIII века. Разве не чудо, что такая хрупкая вещица пережила не одну из своих владелиц и в ближайшем будущем, мы надеемся, отметит своё трёхсотлетие?!
Впрочем, для истории веера 300 лет – не срок, ведь начинается она чуть ли не за тысячу, а по другой версии – даже за две тысячи лет до нашей эры. Китайцы утверждают, что веер – их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал – инь и ян. Японцы настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок всегда чётное, а у японцев – нечётное.
У ассирийцев веер был символом власти, у египтян – эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера – это любовь и страсть?
Веер был и стражем, и посредником в отношениях женщины и мужчины. В XVII веке возник даже особый «язык веера», который позволял даме высказать своему кавалеру всё, что она о нём думает, не прибегая к письмам, которые могли бы её уличить. «Да» – веер прикладывали к правой щеке, «нет» – к левой. «Я жду ответа» – удар сложенным веером по ладони левой руки. Веер, поданный кавалеру верхним концом, дарил ему надежду на взаимность. А если красавица отвергала ухаживания, то подавала его нижним. Можно было даже назначить час свидания – время определялось количеством открытых пластин.
Золотой век веера, конечно, век восемнадцатый. В девятнадцатом он перестал быть принадлежностью только аристократок. Знаменитая французская писательница Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки. Петербургский журнал «Северная пчела» в 1833 году в разделе «Мода» настоятельно рекомендовал своим читательницам: «…ради Бога, не забудьте китайского опахала (так тогда назывались веера. – В.П.), иначе подумают, что вы из Камчатки». В конце 1880-х гг. положено было иметь веер к каждому туалету, то есть не два-три парадных, а не меньше трёх десятков.
Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look. С тех пор веер никогда окончательно не сдавал своих позиций ни в моде, ни в кинематографе, хотя для большинства наших соотечественниц оставался атрибутом сладкой, «не нашей» жизни.
Зато теперь, как это ни странно, веер постепенно превращается в предмет хотя и не первой, но всё-таки необходимости. Свиданий с его помощью, конечно, не назначают, но для светской львицы веер нередко становится последним штрихом к роскошному туалету. А уж в театре или на концерте без него иногда просто не обойтись, особенно при наших системах кондиционирования. Веера коллекционируют, привозят из дальних стран в качестве сувениров. Одним словом, они возвращаются в нашу жизнь не только в качестве музейных экспонатов…