Как известно, 2019-й указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом театра. Цель самая благая – сохранять и популяризировать отечественные театральные традиции и достижения, сделать доступнее лучшие образцы сценического искусства для жителей разных городов и привлечь внимание к театральному искусству. Одной из главных программ Года театра стал федеральный проект «Театральная Россия», в основе которого лежит идея познакомить публику российских городов с культовыми театральными постановками лучших театров России в прямой трансляции и в записи.
Пять лет назад первым театром, поддержавшим «Театральную Россию», стал МХТ им. А.П. Чехова. Затем к программе присоединился «Современник», трансляциями спектаклей которого проект открывался, в частности, в Тульской, Орловской, Смоленской и Владимирской областях. Сегодня «Театральную Россию» поддерживают ведущие сцены страны: МХАТ им. Горького, Государственный академический Малый театр, Московский театр на Таганке, Государственный академический театр им. Моссовета, Московский драматического театр им А.С. Пушкина, МТЮЗ, Московский Губернский театр, Музыкальный театр «Геликон-Опера», Московский театр «Современник», Московский драматический театр «Модерн», Пермский театр оперы и балета, Большой драматический театр им. Товстоногова. В 2020 году в библиотеке проекта появятся спектакли Государственного академического Большого театра России, Мариинского театра, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
– В репертуаре проекта более 100 спектаклей разных жанров: драматические и музыкальные, опера и балет, – говорит генеральный продюсер «Театральной России» Эльмира Щербакова. – Мы постоянно меняем репертуар. В месяц ставим до пяти спектаклей, которые транслируются в кинотеатрах регионов страны. За время существования проекта стало понятно, насколько он востребован и нужен аудитории, что это интересная, долгосрочная история. Кроме того, удалось решить определённые технические сложности, которые сопровождали показы, усовершенствовать технологию трансляций. Все проблемы пришлось испытать на собственной шкуре, но это было необходимой частью становления «Театральной России».
Пятый театральный сезон открылся показами спектакля «Сирано де Бержерак» в постановке Московского Губернского театра. В Международный день театра, 27 марта, в 26 городах состоялся показ легендарного спектакля, вернее, его киноверсии. Это уникальная запись, ведь в том актёрском составе, который предлагает «Театральная Россия», увидеть спектакль на сцене уже невозможно – «Сирано де Бержерак» с участием Сергея Безрукова реально посмотреть только в записи.
«Театральная Россия» – сложный масштабный проект, который реализуется в двух направлениях. Прежде всего, это демонстрации на больших экранах киноверсий культовых спектаклей. В уходящем году показы прошли более чем в 50 городах России в сетях кинотеатров «Синема парк», «Каро», «Синема 5», «Киномакс», а также в муниципальных и частных кинотеатрах. Словно в репертуарном театре, зритель может заранее выбрать спектакль, купить билет и посмотреть театральную постановку в кино. Для публики всё достаточно просто. А вот организаторы проекта прикладывают массу усилий, создавая максимальный эффект присутствия, чтобы зрители в кинотеатре получали ощущения, достойные лучшего места в партере.
«Ничего, что я Чехов». Театр «Модерн». Сцена из спектакля
– От онлайн-трансляций спектаклей на большом экране публика получит те же эмоции, за которыми приходит в театр, – поясняет заслуженная артистка России Любовь Руденко. – Этого удаётся достичь благодаря профессиональной работе операторов, которые с самых выгодных ракурсов показывают действия и переживания актёров.
Особое место в программе занимает спецпроект «Театральная палитра». В основе последнего – бесплатные благотворительные показы, которые уже много лет в преддверии памятных дат, знаменательных событий и особых праздников организует фонд «Мир и гармония». В рамках проекта на суд публики представили такие постановки, как «Женитьба» Казанского большого драматического театра имени В.И. Качалова, опера «Садко» Московского музыкального театра «Геликон-Опера», балет «Вешние воды» Саратовского театра оперы и балета, опера «Царская невеста» Пермского театра оперы и балета, «Герой нашего времени» Академического театра имени Моссовета, «Вишнёвый сад» Московского драматического театра имени Пушкина и другие.
Ещё одно направление, которое реализует «Театральная Россия», – это презентации проекта в региональных городах с участием генерального продюсера Эльмиры Щербаковой и актёров театра и кино. Перед публикой его представляют помимо Любови Руденко такие популярные артисты, как Сергей Гармаш, Дмитрий Назаров, Любовь Прокофьева, Константин Хабенский, Владимир Кошевой, Алексей Фатеев, Кирилл Запорожский, Михаил Дорожкин, Дмитрий Щербина и многие другие. Традиционно по завершении презентации проходят бесплатные показы киноверсий спектаклей.
Кстати, формат презентаций прекрасно интегрируется в любой фестиваль, что позволяет расширить аудиторию проекта, всё больше привлекая молодёжь к театральному искусству. Получается, что «Театральная Россия» выполняет две важные функции: во-первых, с помощью современных технологий доставляет сценическое искусство до любого уголка мира и, во-вторых, расширяет аудиторию театра. Молодёжь больше отдаёт предпочтения формату кино, им это привычнее.
В нынешнем году презентации с большим успехом прошли в Липецке, Оренбурге, Костроме, Калининграде, Благовещенске, Нижнем Новгороде, Астрахани и Воронеже. А в первый месяц зимы проект «Театральная Россия» ещё увидят в Махачкале (4 декабря), Перми (9 декабря) и Нарьян-Маре (12 декабря).
Калининград. Диана Буданова и Кирилл Запорожский на презентации проекта
«Театральная Россия» – общественно значимый проект, который несёт важную образовательно-просветительскую миссию и является инструментом воспитательного процесса общества. Организаторы его поднимают по-настоящему важные вопросы в области культуры и театра. Так, в рамках Санкт-Петербургского культурного форума – 2019 под эгидой «Театральной России» состоялись два круглых стола: «Международное сотрудничество творческих институций и некоммерческих организаций» и «Развитие инженерных технологий между сотрудниками ведущих учреждений искусства и культуры».
Сразу после завершения форума генеральный продюсер проекта Эльмира Щербакова провела дискуссию на тему «Уличные театры во Франции и России». И это не случайно. Ведь Благотворительный фонд «Мир и Гармония» выступил соорганизатором проекта «Русский Авиньон 2020». Но об этом мы расскажем позже.
Следите за новостями.
Владимир Мединский, министр культуры РФ:
– Проект «Театральная Россия» проходит уже пятый год, успешно выполняя роль популяризации лучших отечественных театральных постановок, делая театральное искусство более доступным для удалённых уголков страны. Новый формат театра в кино посредством современных технологий расширяет границы, привлекая молодую аудиторию к достижениям театрального искусства. Особое место в проекте занял спецпроект «Театральная палитра», который был сформирован в этом году и даёт возможность увидеть киноверсии спектаклей бесплатно. В этом году расширилась и география проекта – в нём участвуют 38 регионов России. Показы проходят не только в кинотеатрах, но и в музеях, школах, вузах.
«Смутное время»
Наиболее значимым и масштабным событием спецпроекта «Театральная палитра» стоит признать демонстрации киноверсии спектакля «Смута. 1609–1611 гг.» об эпохе Смутного времени, поставленного по роману «Стена» труппой Государственного академического Малого театра.
В честь Дня народного единства с 1 по 10 ноября её показали на 2100 экранах по всей России. В Москве премьера состоялась в кинотеатре «Иллюзион» 4 ноября. В этот же день более 230 тысяч зрителей в 38 регионах России увидели «Смуту» в режиме онлайн. В Омске, Екатеринбурге, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми, Саратове, Самаре, Воронеже, Сочи, Ижевске и Санкт-Петербурге спектакль шёл в эфире центрального телевидения. В Тамбовской области его киноверсию привезли в школы. Кроме того, показы состоялись в вузах, музеях, домах культуры, в Первой танковой дивизии и даже в подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний. Благодаря соглашению с Россотрудничеством «Смута» транслировалась в Русских домах по всему миру.
После просмотра организаторы проекта предлагали зрителям поучаствовать во Всероссийском творческом конкурсе на лучший проект: написать сочинение или сделать видеоролик по спектаклю «Смута. 1609–1611 гг.». Уже получено более 100 заявок на участие в конкурсе. Ознакомиться с информацией о нём можно на официальном сайте Российского военно-исторического общества, которое выступило соорганизатором. Конкурс направлен на привлечение внимания общественности к актуальным проблемам, связанным с вопросами патриотизма в современном обществе, повышение интереса к истории России.
Кстати, продолжая патриотическую тему, проект «Театральная Россия» уже планирует программу фестиваля киноверсий спектаклей на военную тему. Он состоится в Костромском областном театре кукол накануне Дня Победы.