Нынешняя политическая система нуждается в реконструкции
, доктор политических наук
Если мы посмотрим на события последних двух десятилетий, то увидим следующую картину. Конец СССР был закономерен, и люди не поднялись на его спасение. Но вот то, что пришло на смену СССР, по большому счёту до сих пор так и не стало по-настоящему легитимной политической системой. Массы не хотели СССР и коммунистической идеологии, но им явно не понравились и либеральные реформы, капитализм, классовое расслоение, ликвидация социальных гарантий, индивидуалистическая система ценностей и рыночный закон (человек человеку волк). Остальные страны, где такие реформы прошли, оправдывали все издержки тем, что избавляются от нас и нашего влияния. Мы же избавлялись сами от себя. Это было чрезвычайно болезненно и ни к чему хорошему так и не привело.
Прозападная политика Ельцина и его окружения была однозначно отвергнута народом. Равно как и наметившийся в 90-е развал России (первая чеченская кампания). К концу 90-х всем стало очевидным, что при всём сохранении политико-административного контроля власть Ельцина совершенно не легитимна и чревата распадом страны и ликвидацией Российской Федерации (по крайней мере в её современных границах).
Лишь Путин удержал Россию от падения. Практически в одиночку. Своей волей. Подхватил, что падало. Всё сделанное им в начале 2000-х воспринималось как «нежданная радость». Он вышел из ельцинской системы, но начал строить нечто совершенно особое. Он спас страну от распада, укрепил суверенитет, отказался от того, чтобы слепо выполнять указания США, устранил наиболее одиозных олигархов, скрепил страну, начал усиливать позиции России на постсоветском пространстве, вернул ряд национальных символов. Тогда Путин стал по-настоящему легитимной фигурой и остаётся ею до сих пор.
Но он не изменил политической системы, которая была основана на копировании западных стран, на капитализме, классовой эксплуатации богатыми бедных, социальной несправедливости, сосредоточении экономических (и частично политических и информационных) ресурсов в руках олигархии, на одностороннем разоружении, отказе от самостоятельной внешней политики, на введении внешнего управления и бесконечно отсталом догоняющем (без надежды догнать) развитии. К этому добавились наши собственные самобытные черты – правовой нигилизм, произвол чиновничества и адская коррупция, а также нижайший интеллектуальный и нравственный уровень власти.
Путин был легитимным политическим лидером во главе нелегитимного, никуда не годного политического режима. В этом парадокс новейшей исторической эпохи.
В 2008 году наступил порог необходимости реальных перемен. Политическая система нуждалась в фундаментальной реконструкции. Всё сделанное было ориентировано в верном направлении, но темп позитивных изменений (укрепление суверенитета, последовательной ориентации на многополярный мир во внешней политике, ослабление власти олигархов, усиление социальной составляющей во внутренней политике, маргинализация всех радикальных политических течений – в первую очередь либеральных) не нарастал, а замедлялся.
Путин остановился на Медведеве как своём преемнике. Это был его выбор. Этот выбор Путина как единственной по-настоящему легитимной фигуры в российской политике избиратели уважили и учли. У России появился новый молодой президент.
Стал ли он реформировать политическую систему и государственный строй? Нет, не стал. Хорошо начав с победоносной и совершенно морально оправданной и поддержанной россиянами войны с грузинской агрессией, он сосредоточился на модернизации.
Модернизация – вещь, бесспорно, необходимая. Но только какая? Модернизация чего? Во имя чего? По какому сценарию? В каких приоритетных областях? Это уточнено не было, но стало вскоре понятно, что речь идёт о сближении с Западом и «перезагрузке». А также о Сколково.
Ориентация на Запад была и остаётся тем моментом, который делал и продолжает делать политический строй современной России нелегитимным в глазах патриотически настроенных масс. Социальной справедливости не прибавилось. Борьба с коррупцией выразилась лишь в переименовании милиции в полицию и снятии московского мэра. Но политический строй не меняется.
Те изменения, которые идут, более всего напоминают возврат к временам Горбачёва и Ельцина. Тогда перестройка и ускорение – сегодня модернизация. Мы помним, чем всё закончилось тогда. И совершенно понятно, что было бы со страной дальше, не приди Путин вовремя и не останови он неотвратимый распад России.
Получается очень тревожная картина. Легитимность политического режима не возрастает, продолжение нынешних тенденций и возвращение либералов и западников (в лице ИНСОРа, которому покровительствует Кремль) на первые роли только усугубляют положение дел. Уровень коррупции не сокращается. Социальной справедливости больше не становится. Оставшийся олигархат прекрасно ужился с новой властью и приспособился к ней. Создаётся впечатление, что на ближайшей кочке Россию может нешуточно тряхнуть.
В современной России угрожающе накаливается дефицит легитимности. Время неумолимо идёт к 2012 году. И это решающий рубеж. На этот раз изберут лишь ту фигуру, которая будет легитимной. А в этом отношении на глазах начинают расти сомнения. Дело в том, что за последнее время стратегия будущего не прояснилась, а затемнилась – политические трансформации и их приоритеты не обозначены, а наоборот, всё более сокрыты. При этом политический строй как был, так и остаётся совершенно не отвечающим ни вызовам современности, ни историческим социокультурным константам российской цивилизации. Это очень опасная ситуация.
Конечно, в нашей истории (в том числе и совсем недавней) были времена и похуже. Были. Но к хорошему быстро привыкаешь, и когда остановился распад, казалось, что вот-вот начнётся настоящий подъём. Но подъёма не началось. Так дальше продолжаться не может.