Владислав Крапивин был из тех детских авторов, кто знал свою аудиторию очень близко и хорошо – в первую очередь благодаря многолетней воспитательной работе в основанном им отряде «Каравелла». В преддверии 85-летия со дня рождения этого писателя публикуем выдержки из статьи В. Крапивина «Впереди по курсу – будущее», написанной более 40 лет назад и всё ещё невероятно острой и актуальной.
С некоторых пор слово «трудный» по отношению к подростку стало постоянным эпитетом. «Трудный подросток» – сочетание это сегодня так же неразрывно, как в старину – «добрый молодец». На мой взгляд, каждый подросток действительно трудный, но не в том традиционном смысле, который мы привыкли в это вкладывать. Чаще всего это подросток, которому трудно. Ему и не может быть легко, потому что он познаёт мир. А мир этот, не скажу ничего нового, сложен и делается всё сложнее. Искать своё место в нём, вырабатывать своё, собственное отношение к окружающим, к тем или иным жизненным явлениям, познавать не только светлые, но и тёмные стороны бытия – это большая работа души, чувств, процесс нелёгкий и подчас болезненный.
По моему мнению, современному подростку не хватает некоего понятия о рыцарстве, мальчишеском благородстве.
Начиная с повести «Мальчик со шпагой» я хочу создать образ современного мальчишки таким, каким я его вижу, хотел бы видеть. Это не рыцарь без страха и упрёка, он может и поплакать, и даже бояться чего-нибудь, но в критический момент он обнажит шпагу и сразится против несправедливости, подлости. Он поступит так из-за убеждений.
Героя «Колыбельной для брата» в конце повести избивают, но он не отступается от своей правоты – и в этом мне видится больше оптимизма, чем в какой-нибудь идиллической картинке «под занавес». Мне казалось даже, что я идеализирую немного, выдаю желаемое за действительное, а иные учителя испугались за ребят, которые такое прочтут.
А по-моему, создать правдивый образ современного подростка, не сталкивая его с трудностями, с негативными явлениями действительности, нельзя. Если мы хотим, чтобы литература учила жизни, нельзя проповедовать принцип невмешательства там, где необходимо сразиться, отстоять своё понимание чести, совести, человечности.
Ребята не любят «паинек» ни в жизни, ни в литературе, они не приемлют искусственных пьедесталов, риторики, они любят и верят в тех героев, которых могут взять в товарищи.
По опыту работы с подростками, моего тесного с ними общения, знаю, что все они непросты, каждый из них по-разному труден и по-своему хорош, а потому писать о них и для них тоже трудно.
Писатели, адресующие свои произведения детям, те же педагоги, только аудитория у них обширнее, да и средств, возможностей для воспитания больше. А это обязывает. Проблемы этические, нравственные, поднимаемые литературой, способствуют духовному формированию подростка, но полноценной личности нет без трудовых навыков, без гражданской закалки.
Я не теоретик, я практик, и лично мой опыт говорит, что лишь внушением мысли со ссылкой на соответствующие примеры из жизненной практики, науки и литературы, даже личным примером дело воспитания, особенно трудового, значительно не продвинешь.
Такие истины, как необходимость трудиться, человек сызмала должен постигать сам, не только внушением извне, а главным образом изнутри, через собственные обретения и поступки.
Важную сторону воспитания составляет выработка полезных привычек и навыков на практике. И здесь ещё много работы у педагогов, у родителей, у писателей – у всех взрослых.
Чтобы преодолеть разрыв между словом и делом, сознанием и поведением, нужно смелее приобщать подростка к серьёзным делам, к решению задач, которые стоят перед всей страной, прививать ему чувство деятельной ответственности за происходящее рядом с ним.
Стране нужны не только образованные люди, но – любящие и умеющие сами творить жизнь в большом и малом. А стремление к этому важно поддерживать и развивать с детства. Надо воспитывать в будущем гражданине чувство личной ответственности за дела не только учебные и не только его касающиеся.
Излишняя опека может укрепить у подростка привычку прятаться за спину взрослых, вообще за спину других. Не отсюда ли склонность к потребительству, иждивенчеству всякого рода, равнодушие и к добру, и к злу?..
Владислав Крапивин, «ЛГ» № 31, 1982 г.