Андрей Калитин против Михаила Чёрного
Годы, когда нашу страну захлёстывало безбрежное море правового нигилизма, казалось бы, ушли в прошлое. Правда, в недалёкое прошлое. Они оставили нам тяжёлое наследство – закамуфлированную уверенность в том, что в России по закону жить нельзя. Как долго мы будем изживать эту уверенность, трудно сказать. Но изживать придётся, осмысливая всё то, что с нами произошло, когда мы попытались одним рывком, пренебрегая понятиями законности и права, построить в стране «развитой капитализм с человеческим лицом». Капитализм получился, по всеобщему мнению, дикий. И лицо у него оказалось соответствующее.
Книга «Время Ч.» (изд-во «Детектив Пресс», 2008), отрывки из которой мы публикуем, написана известным журналистом-расследователем Андреем КАЛИТИНЫМ. В ней – история восхождения к бизнес-успеху известного предпринимателя Михаила Чёрного, одного из самых закрытых олигархов России, ныне живущего за её пределами.
…Офис братьев Чёрных в Москве, где располагалась компания TWG, находился в особняке, принадлежащем, согласно оперативным данным МВД, грузинскому вору в законе Дато Ташкентскому. Кстати, жена Дато была известна всей криминальной Москве тем, что часто подменяла мужа на важных сходках, представляя при этом интересы узбекских воров в законе. Напомним, Чёрный был родом именно оттуда.
Основными проводниками идей Чёрного в политической сфере, если верить российской прессе, были тренер Бориса Ельцина по теннису Шамиль Тарпищев и бывший вице-премьер правительства Олег Сосковец. В то же время самым близким другом Чёрного был ещё с детства именно Шамиль Тарпищев. Я лично уже два года хранил в архиве видеоплёнку, снятую в 1996 году, на которой в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион только ступившего на Землю обетованную тренера теннисной сборной России и лучшего друга первого российского президента Тарпищева радостно встречают Михаил Чёрный и небезызвестный лидер измайловской преступной группировки Антон Малевский.
Его группировка, в частности, пользовалась славой в криминальном мире страны ещё в начале 1990-х, когда нового русского бизнесмена Антона часто в роли почётного эскорта или охраны сопровождали бывшие сотрудники МВД и ФСБ и вместе с которыми Малевский часто наведывался в гости к друзьям в Госдуму. Чёрный и Малевский, кстати, примерно в одно и то же время начали интересоваться рынком цветных и чёрных металлов, производством алюминия и вообще крупным российским бизнесом.
Без помощи молодой российской власти, с одной стороны, и криминалитета – с другой заняться таковым в те годы вообще не представлялось возможным. А «тележку» этой «бизнес-элиты» должен был толкать вперёд по зданию аэропорта кто-то один, самый сильный и могущественный человек. Вот Чёрный её и «толкал».
* * *
…В 1992 году, на волне всеобщего развала и паралича, Чёрный смог внедриться в структуры министерств и ведомств и завести те самые знакомства, которые помогли ему в будущем раскинуть сеть своих схем по всей стране. Помимо угля Чёрный привязал к себе контрактами предприятия цветной металлургии – Уралэлектромедь, другие заводы.
В этом же году Михаил Чёрный знакомится с братьями Рубен. Точнее, приступает к осуществлению проекта по алюминию, выстроенного точно по такой же схеме, как и коксоугольный, то есть по принципу натурального обмена. Именно в это время и начинается глобальный проект «TWG в России», на несколько лет определивший судьбу всего русского алюминия. И не только его.
…В мае 1994 года, незадолго до получения израильского гражданства, россиян Михаила Чёрного и его жену Анну задержали в лондонском аэропорту при предъявлении фальшивых польских паспортов. Из Лондона супругов Чёрных отправили в Швейцарию, где у них изъяли эти паспорта, а 9 июня 1994 года закрыли въезд в эту страну.
Кроме США и Швейцарии во въезде Чёрному отказали Франция, Великобритания и даже Болгария, а всему виной документы с грифами «Для служебного пользования».
* * *
«...Рапорты ФБР и Интерпола, – писал журналист США Кнут Ройс, – утверждают, что Trans Commodities, Inc. отмыла миллионы долларов и Чёрные использовали её для афер с банковскими документами в начале 1990-х годов, когда братья замышляли захват большей части российской металлургической промышленности, особенно алюминиевой, с помощью предполагаемых хищений, отмывания денег и убийств».
Круто, ничего не скажешь. Сэм Кислин, он же – Семён, миллионер, как мог, заступался за своего бывшего «ученика», превзошедшего учителя, и сказал Ройсу, что Михаил Чёрный действительно работал у него менеджером с 1988 по 1992 год, и повторил характеристику, данную Гамлетом своему другу: «Горацио, ты лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться».
* * *
…Между тем всё в том же рапорте ФБР отмечено, что в начале 1990-х годов Михаил Чёрный «занимался бизнесом в Trans Commodities, нью-йоркской торговой фирме, известной отмыванием миллионов российских долларов в Нью-Йорке». В рапорте Интерпола, со ссылкой уже на российское МВД, говорилось, что братья Чёрные «также занимались бизнесом – феррометаллами – с американской компанией Trans Commodities, Inc.». Кнуту Ройсу на это Сэм Кислин заявил, что, возможно, его менеджер Михаил Чёрный делал что-то ему неизвестное, но только то, что ему было велено.
* * *
…В 2001 году Яаков Зихрони, израильский адвокат Михаила Чёрного, провёл в Тель-Авиве аналогичную пресс-конференцию, на которой выступил Джоэл Бартоу. Там он сказал, что ФБР занималось изучением связи Чёрного с отмыванием в США денег от наркоторговли. «В результате следственных мероприятий я пришёл к выводу: Чёрный не имеет никакого отношения к русской мафии, – заявил Бартоу. – Я слышал, что в чёрные списки (российского. – Авт.) МВД попадают те, кто отказался заплатить отступные. Эти списки передаются в Интерпол и правоохранительные органы других стран. После этого у отказавшихся откупиться предпринимателей начинаются проблемы».
Статья об этой пресс-конференции появилась в «Московских новостях» 3 апреля 2001 года, и её автор Дмитрий Радышевский пояснил, что «уже примерно год деятельность детективного бюро Бартоу оплачивается Чёрным, которому Бартоу старается помочь в восстановлении имиджа порядочного человека»!!! Но… О чудо! Спустя некоторое время «принципиальный журналист-расследователь» Радышевский сам станет ближайшим помощником и правой рукой Чёрного в Израиле. Неужели не знал, на кого работать идёт?..
* * *
…Расследование способов обогащения братьев Чёрных и их «чёрной сотни» осложнялось ещё и тем, что фигуранты систематически покидали этот мир не своей смертью. Среди необъявленных войн за сферы наживы, которые вели флибустьеры постсоветского капитализма, алюминиевую войну можно считать одной из самых кровопролитных. «Рядовых», конечно, убивали на всех фронтах, только в Красноярске было убито пять «алюминиевых генералов», а в целом по России их истребляли десятками. На этом фоне обывателю покажется странным, а журналисту любопытным, а следователю подозрительным, что из всех, напрямую связанных с Trans World, не пострадал никто. Многие убийства были совершены после того, как «чёрная сотня» TWG формально ушла из Красноярска.
* * *
…Теперь несколько слов о том, как платили деньги хозяева TWG и находящиеся под их опекой менеджеры заводов, на самом деле всегда смотревшие налево и только и ждавшие момента, когда можно будет выскользнуть из-под опеки ташкентских братьев. Проще говоря, покажем финансовый механизм толлинга, который применяла TWG в отношении российских заводов на примере КрАЗа.
Приводим выдержки из материалов всё того же уголовного дела ‹ 117449.
«В процессе проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу ‹ 117449 установлено, что в 1992 г. иностранными фирмами «Транс-Коммодитиз», «Транс-Сис-Коммодитиз», «Транстэк Компании» и «Мирабель» заключены контракты, в том числе толлинговые (изготовление готовой продукции из сырья, ввозимого в страну инофирмами), с Братским, Красноярским и Новокузнецким алюминиевыми заводами, а также с Ачинским глинозёмным комбинатом.
Так, между Красноярским алюминиевым заводом и фирмой «Транс-Сис-Коммодитиз» заключён контракт
‹ 92/001 от 6 августа 1992 г., по которому заказчик-инофирма поручает заводу выпускать готовую продукцию из своего сырья.
Согласно промежуточному акту документальной ревизии, проводимой КРУ Минфина РФ по Красноярскому краю, при исполнении этого контракта нарушено валютное законодательство:
– поставка инофирмой «Транс-Сис-Коммодитиз» наличными деньгами в сумме 200 млн. рублей;
– принятие от этой же инофирмы рублёвого покрытия в размере 18 268 052 255 рублей;
– получение сырья в пересчёте на валюту на 41 725 981,431 доллара США.
Вместе с тем фирмой «Транс-Сис-Коммодитиз» в нарушение толлинга производилась поставка сырья с Ачинского глинозёмного комбината на Красноярский алюминиевый завод».
Далее в материалах перечисляются номера и даты разных контрактов между офшорными фирмами, к которым, по мнению следствия, имели отношение братья Чёрные, и КрАЗом, АГК, НКАЗом, БрАЗом. Все они заключены именно в 1992 – начале 1994 года. И снова: «оплата по этим контрактам вышеуказанными инофирмами в 1992–1993 гг. в большинстве случаев осуществлялась через подставные коммерческие структуры за счёт денежных средств, полученных в результате мошеннических операций с банковскими документами».
* * *
…Вот они, опять те самые пресловутые авизо! И так по многим контрактам. Иначе действительно трудно ответить на сакраментальный вопрос: откуда у первого российского олигарха вдруг появились такие деньги?
И снова сухой язык документов: «Начиная с 1992 г. похищенные в разное время и в разных местах деньги (за счёт подделки банковских документов, чеков «Россия», безвозвратных кредитов фиктивным фирмам) через третьи фирмы перегонялись на сибирские алюминиевые заводы как оплата по контрактам, заключённым Trans-CIS Commodities Ltd., которая действовала в России по поручению Trans WORLD Metals Ltd.».
Характерно, что ТСС не имела на территории России ни рублёвого, ни валютного счетов и все взаиморасчёты, например с КрАЗом и Ачинским глинозёмным комбинатом, вела через различные коммерческие структуры. Так, в октябре 1992 года руководителями межрегионального банка «Драфт-банк» был открыт расчётный счёт АО «Эридан» и выдан кредит на сумму 740 миллионов рублей. Полученные по кредиту деньги переведены КрАЗу и АГК в счёт платежей ТСС. Такие же расчёты за указанную фирму проходили через московскую коммерческую структуру «Гранд».
Естественно, что само руководство заводов или компаний-посредников, работавших на схему Чёрного, не упускало из виду и личную выгоду. Так, говорилось в одном из документов, направленных конкурентами ТСС в Генеральную прокуратуру, «после появления в июле 1992 г. положения Министерства экономики РФ «О ввозе импортного давальческого сырья для переработки» (толлинг) президент АО «Траст» Анисимов В.В., он же президент компании «Сайкер» (Швейцария), договаривается с генеральным директором Красноярского алюминиевого завода Турушевым И.Г. о подписании толлингового контракта КрАЗа с фирмой «Транс-Сис-Коммодитиз» (Монако), являющейся дочерней компанией «Транс Ворлд групп» (Англия).
Анисимов В.В. поставил условие президенту фирмы «Транс-Сис-Коммодитиз» Льву Чёрному: за каждые 10 000 тонн алюминия, вывезенных с КрАЗа, Лев Чёрный обязан перевести 100 000 долларов США на личный счёт Анисимова В.В. <...> В случае задержки перевода указанной суммы Турушев приостанавливает действие контракта. Всего Лев Чёрный перевёл Анисимову до 1 августа 1993 г.
450 000 долларов США».
Похоже, братьев Чёрных, согласно таким вот придуманным ими же схемам, тоже обманывали!