Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2015 г.
  4. № 33 (6521) (26.08.2015)
Литература

Время и место Юрия Трифонова

26 августа 2015

Иногда по прошествии времени со смерти писателя его фигура в глазах читателей увеличивается безмерно, а случается, что неумолимо уменьшается. Юрий Трифонов занимает ровно то место в русской литературе, которое ему было отведено при жизни. Только с годами понимаешь: это место становится настолько неотъемлемой частью истории нашей словесности, что не подлежит и никогда не будет подлежать никакому пересмотру. 


Что осталось нам от Юрия Трифонова? Конечно, объём текстов, стилистически безупречных и дающих обширную почву для размышлений и исследований. Но это так или иначе можно сказать о любом крупном писателе. Самое первое, что представляется при упоминании его имени, – это образ советского интеллигента, благородного и во многом тайного, многое зашифровавшего, обо многом заставляющего лишь догадываться. В его двери рано постучалась трагедия. Отец, не последний человек в советской элите, небожитель из Дома на набережной, был насмерть задавлен фатальным колесом истории, когда Трифонов был ещё мальчиком. Его юность прошла под тяжёлым ярмом «сына врага народа». Однако в 1944 году фортуна сменила гнев на милость. При поступлении в Литературный институт юношу заметил крайне влиятельный на тот момент Константин Федин и некоторое время опекал. Из главных трифоновских вех стоит отметить его туркменскую эпопею, а именно командировку в Каракумы, на строительство Туркменского канала. Туркменская тема потом надолго стала для него ключевой, хотя сам он текстами той поры по большей части впоследствии был не удовлетворён. Именно из-за этого неудовлетворения он ушёл в спортивную журналистику, в ту, советскую, азартную, не гламурную, когда на стадионах не бесчинствовали фанаты-хулиганы, а собиралась знатная московская интеллигенция. В семидесятые он пишет главные свои вещи. Тогда, пожалуй, и зарождается явление, позже получившее название «трифоновской школы». Он охотно опекал молодых. Александр Проханов не раз подчёркивал влияние Трифонова на свою литературную судьбу. Да и вся «проза сорокалетних» очень близка трифоновским моральным исканиям. Есть свидетельство, что незадолго до кончины он знакомился с очередным номером «Литературной газеты», где было опубликовано интервью с ним. Конечно, это совпадение. Но, с другой стороны, это знак цельности и законченности его творческой биографии, равно как и бесспорности его посмертного значения.

Продолжение темы >>

Тэги: Юрий Трифонов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS