Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Время измельчённых истин

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Вячеслав ЛЮТЫЙ, ВОРОНЕЖ

У Герберта Уэллса есть роман с интригующим названием «Когда спящий проснётся». Жил-был человек, потом впал в летаргический сон и спустя много-много лет проснулся в совершенно другом мире. Техника иная, отношения людей какие-то непонятные, жизненные приоритеты просто не укладываются в голове.

Для России последних двух веков такой контраст совсем неудивителен. Если бы вы уснули в 70–80-х годах прошлого века, то сегодняшний мир вам был бы попросту дик и чужд. В первую очередь – нравственно. Про быт не станем говорить, но вот искусство… Оно панически стало бояться прежде немыслимых обвинений: в приверженности идеалам чистым, историям нравственно подлинным, словам большим и одухотворённым. Литература, театр, живопись – на всём лежит странная печать какой-то духовной маломерности.

Конечно же, есть факты и факты. Но в информационную эпоху роль телевизионного экрана, диктующего вкусовые правила, исключительно велика. И сознательное извращение вкуса становится вполне очевидным, когда вместо созерцания, скажем, удивительной живописи Павла Рыженко в новостном сюжете телеканала «Культура» зрителю предложат полежать на уличной «кроватной выставке» в спальном районе, которая, надо полагать, отражает «творческий» буквализм в постижении сложного явления социального расслоения мегаполиса.

В «Культурной революции» Швыдкого сойдутся в словесной схватке два «нанайских борца» – Дмитрий Быков и Елена Михалкова. Один – медийный персонаж, взявший себе репутацию бойкого писателя и острого собеседника. Другая, говорящая много и быстро, представлена ведущим как автор детективов – то есть, ясное дело, тоже писатель. А студийная беседа – про сказки и взрослую жизнь. Вальяжный острослов сердится и твердит, что взрослой жизни литературные сказки вредны, поскольку мешают читателю воспринимать реальность всерьёз и ответственно. А мастерица детективного жанра щебечет о том, что без сказок душе плохо в мире жестокости и обмана. Как будто всё верно и отзвук правды есть в речах каждой из сторон. Только нет в них собственно литературы: большой и милосердной, правдивой и искренней, любящей слабого человека и укоряющей безжалостного. Тогда о чём же спор? А так, поговорить…

В «Апокрифе» у Ерофеева круглый стол обсуждает главные слова: что же это такое, их с чем-то едят или всё-таки с ними живут? В собеседники приглашены: грустный писатель постмодернистского толка Анатолий Королёв, «чувствующий плоть слова»; молодой режиссёр Мария Брусникина, которую отталкивает частое упоминание слова «Бог» в поэзии; самодовольный философ Константин Крылов, порицающий Владимира Соловьёва и с энтузиазмом цитирующий «Золотого телёнка»; писатель Елена Новожилова, которая с уважением вспоминает о главных словах в русском фольклоре, но почему-то вдумчиво ссылается на «Гарри Поттера». А также – востоковед, историк, физик. Публицист – немка. Лингвист – Максим Галкин.

Сначала говорили о русской Победе, о духовности и истории (прозвучало это, между прочим, из немецких уст). Потом – о человеке, тайне и милосердии. Вспомнили, что старые люди хотели добра. Затем живенько перешли к «авоське» и «примусу», попутно упомянули икону и топор. Постепенно раскрутилась крупорушка, и осколки зёрен-смыслов полетели во все стороны. Особенно авторитетным выглядел лингвист, с которым в первую очередь ассоциировалось слово «безвкусица», а во вторую – знакомое многим по хрестоматийной картине русского живописца понятие «неравный брак».

В заключение В. Ерофеев совершенно неожиданно привёл фразу Павки Корчагина о жизни и её главном смысле. И пусть в монологе «красного святого» было много идеологии, но масштаб этого давнего литературного героя отодвинул в сторону весь прозвучавший прежде словесный сор и дал ясно понять: на нашем дворе воцарилась эпоха измельчённых истин.

Всё – хуже некуда в этой «литературной каше», по видимости, питательной. Но словно глоток живой воды – передача Игоря Золотусского о творчестве и судьбе выдающегося писателя фронтового поколения Константина Воробьёва. «Его родила не только родная мать, но и родная земля» – о ком из нынешних литературных сочинителей скажут такое? О немногих. А большинство, кажется, пишет книги, как печёт блины, и бойко продаёт их с лотка, надев фартук и громогласно подзывая покупателя.

Золотусский же говорит просто и доверительно, не боясь, что кто-то не поймёт его: «Сейчас Россия нуждается в людях, которые были бы честными в своих писаниях и поступках. Таким был Константин Воробьёв. Пройдёт время, и молодое поколение узнает этого писателя вновь, обратится к нему после многих лет неведения. Язык Воробьёва щедр, это его подарок читателю».

Словно монетку нищему, жалует телеканал «Культура» подобные дневные передачи своему зрителю. Спасибо, барин, что вспомнил о нас, сирых, а то уж больно мутит от твоих вечерних предпочтений.

Но вот – «Разночтения» Николая Александрова. На фоне веера книжных новостей ведущий расспрашивает режиссёра и писателя Михаила Левитина о двух его только что изданных сочинениях: романе-жизнеописании «Таиров» и «Богемной трилогии». Совсем чуть-чуть о великом руководителе московского Камерного театра и заинтересованно, подробно – об игровой прозе, в которой реальные имена представлены в фантасмагорическом ракурсе.

Попутно зритель узнает о последних публикациях «толстых» журналов: «Октябрь», «Дружба народов», «Звезда» – роман Анатолия Наймана, рассказы Асара Эппеля, Сухбата Афлатуни, Кейса Верхейла.

Кажется, что других журналов вовсе нет, так же как и остальной России, которая живёт и мучается, рожает детей и ищет смысл собственной жизни. Ни вчера, ни сегодня взгляд Александрова не остановился, скажем, на этапном для современной литературы романе Петра Краснова «Заполье» – произведении интеллектуальном и почвенном, публикуемом сейчас в журнале «Москва».

Лишь игра и приватные картинки занимают многозначительного и предсказуемого обозревателя. Всё иное ему неинтересно. Очевидно, большая страна в игровую коробку «Разночтений» поместиться не может. И лёгким движением руки земля и люди отодвигаются в сторону.

Авторитетные гости в программе Архангельского могут толковать долго-долго о том, что надо создавать общество, в котором читали бы книги. Но пока не станет ясно вновь, что такое настоящая литература и каким должен быть подлинный писатель, мы обречены лицезреть самодовольные «творческие лица» и слушать телевизионных глухарей, которым зритель неинтересен.

Подобно древнему Нарциссу, им нужно только зеркало…

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Время измельчённых истин

У Герберта Уэллса есть роман с интригующим названием «Когда спящий проснётся».

2009-10-07 / Вячеслав ЛЮТЫЙ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Вячеслав Лютый

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS