Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Время на фоне поэта

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Анатолий Макаров. Александр Вертинский. Портрет на фоне времени. – М.: Астрель: Олимп, 2009. – 413 с. – (История личности).

Эта книга – попытка объять необъятное. Вероятно, автор такой цели перед собой вовсе и не ставил, но получилось именно так. Людям творческим это явление хорошо знакомо: задумываешь роман, фильм, спектакль, потом трудишься в поте лица над воплощением задуманного, а оно в какой-то момент выходит за рамки первоначального замысла и начинает диктовать свои условия собственному создателю.

Вот и с этой книгой, скорее всего, произошло нечто подобное, и в результате получился не портрет артиста на фоне времени (приём в жанре биографии давно апробированный, а потому весьма распространённый), а портрет времени, врезанный в раму биографии выдающегося артиста (что встречается гораздо реже). Чтение напоминает рафтинг: бурный поток моментально подхватывает тебя и несёт, уже не давая опомниться. Пока читаешь – не оторвёшься (лёгкость стиля у автора невероятная), а разобраться в собственных впечатлениях, оценить прочитанное – чрезвычайно сложно. Хотя бы потому, что трудно определиться с жанром и критериями оценки.

Для биографии повествование слишком вольно: хронология событий по большей части соблюдена, но личные оценки и выводы автора превалируют над фактами, благо судьба Александра Вертинского изобилует эпизодами, дающими простор для догадок и толкований. Для искусствоведческого исследования оно недостаточно строго: пытаясь определить закономерности, которым подчинялось творчество русского Пьеро, автор чаще следует за своими эмоциями, чем прибегает к взвешенному анализу. Впрочем, и то и другое в значительной мере извинительно. А. Макаров и не скрывает, что находится в поле притяжения своего героя, а герой этот слишком харизматичен, чтобы притяжению этому мог противиться человек, для которого жизнь богемы – литературной, артистической, художественной – это «окружающая среда» его юности, пришедшейся на те самые, легендарные 60-е.

Не потому ли Анатолию Макарову удаётся то, что при кажущейся лёгкости получается далеко не у каждого пишущего: передать дух времени. В судьбе вечного странника Вертинского таких отдельных «времён» уместилось немало. Хватило бы на несколько жизней более заурядных. Киев начала прошлого века, предреволюционная Москва, Берлин после Первой мировой и Париж накануне Второй мировой. А ещё Варшава, Константинополь, Бухарест, Нью-Йорк, Шанхай. Дешёвые кабаки и рестораны роскошных отелей, крошечные театрики-варьете и гостиные великосветской знати. Плюс ещё и наши 60-е, 70-е, 2000-е. Каким-то непостижимым образом всё это уложилось на страницы книги Анатолия Макарова. И ответ на вопрос: можно ли объять необъятное – каждый читатель будет искать для себя сам.

В. П.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS