Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Время, назад?

01 января 2007

ПАМЯТЬ

16 декабря этого года Георгию Васильевичу Свиридову исполнилось бы 95 лет. При достаточно спокойном и порой даже прохладноватом отношении к этому выдающемуся имени со стороны большинства композиторов и музыковедов, основную работу по продвижению в наш мир свиридовского наследия взяли на себя исполнители и музыканты-педагоги. Это понятно: когда музыка говорит сама за себя, не требуется никаких специальных завлекательных акций и слов, всё активнее сопутствующих современной музыке и музыкознанию; нет нужды «подключать к процессу» скандалы, политику, ориентацию на некие «мировые ценности», неизвестно кем установленные, и проч. Свиридовская лира бесконечна далека от какого-либо эпатажа, сила и красота этой музыки лежат настолько вне так называемой моды… Отсюда и благодарная любовь к ней исполнителей, которым петь и играть Свиридова – удовольствие и школа, очень непростое и ответственное, но заведомо красивое и благородное дело.

«Приношения Георгию Свиридову» прошли сейчас во многих городах России – например, в Костроме концерт под таким названием дал на днях камерный хор под управлением Алексея Мелькова. Но центральным мероприятием, посвящённым памяти композитора, несомненно, стали «Невские хоровые ассамблеи», состоявшиеся в Петербурге.

Девиз фестиваля «Пою моё отечество!» в данном случае соответствовал теме как никогда. В программе фестиваля звучали самые разные, в том числе и редко исполняемые сочинения. Главной концертной площадкой стал зал Академической капеллы Санкт-Петербурга – великолепный по акустике, светлый, высокий, словно летящий в воздухе зал. Прошли концерты и в Сампсониевском соборе, и в Шереметевском и Меншиковском дворцах, и в кафедральном соборе Петра и Павла, а основной гала-концерт участников состоялся в Исаакиевском соборе, что, конечно, без лишних слов подчеркнуло значимость происходившего.

Благодаря стараниям создателя фестиваля Владислава Чернушенко – настоящего подвижника, одного из превосходных интерпретаторов свиридовской музыки, а также его помощников тысячи людей услышали самые разные произведения. Кстати, билеты на концерты стоили не более ста рублей: в этом бесхитростном факте видятся замечательные традиции, увы, безвременно ушедшей в прошлое народной филармонической жизни России былых времён – той, что ведёт истоки от балакиревских концертов Бесплатной музыкальной школы.

В исполнении капеллы фестиваль символически открылся «Песнопениями и молитвами» Свиридова – знаковым произведением рубежа веков. Символичен был заключительный фестивальный концерт капеллы, в котором наряду со знаменитым симфоническим «Триптихом» в оригинальном дирижёрском прочтении В. Чернушенко прозвучала сюита из музыки к кинофильму «Время, вперёд!». Но отметить хочется как раз глубокое, тонкое прочтение других, по-своему не менее выразительных номеров сюиты: трогательный «Маленький фокстрот», «Марш» – в буквальном смысле марш созидания, изумительно трепетная «Ночь» – всё это предстало как бы в новых гранях. Что же касается «Поэмы памяти Сергея Есенина», завершившей фестиваль, то это провидческое и для поэта, и для композитора сочинение-притча вновь поразило слушателей своей красотой и правдой, вновь в проникновенном исполнении сольной партии Олегом Трофимовым предстала Россия и её непостижимая судьба…

Наряду с выступлениями капеллы особо хочется отметить превосходный концерт камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова. Дивный, я бы сказал, интеллигентный хоровой звук, серьёзность отношения к музыке, выстроенность, прочувствованность и при этом открытая, ясная душа в пении…

Фестиваль стал по-настоящему мощным праздником музыки: детский хор радио и ТВ Санкт-Петербурга под управлением Станислава Грибкова (с замечательным качеством исполнения) и хор мальчиков под управлением Вадима Пчёлкина, хоровые коллективы из городов Ленинградской области, а среди гостей – коллективы из Центра культуры и творчества подмосковного Троицка, смешанный хор им. Г. Бутузова из Кивиыли (Эстония), хоры «Глория» и «Новая Корчева» из тверского Конакова, Пермский академический хор, наконец – замечательный хор «Песни России» под управлением народного артиста СССР Николая Кутузова. Поёт, поёт ещё наша страна – только редко дают нам вспоминать об этом!

А что же куряне – земляки композитора? В конце ноября в Курске прошла VI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения», организованная другой настоящей подвижницей, директором Курского музыкального колледжа имени Свиридова Людмилой Чунихиной при поддержке Министерства культуры России и областного Комитета по культуре. Десятки студентов-музыковедов из многих городов России выступили с любопытнейшими докладами о творчестве Свиридова, знаменующими собой лишь начало процесса постижения его наследия.

Всего не перечислишь – и это отрадно. Труженики музыки, невзирая ни на что, продолжают своё большое важное дело.

Алексей ВУЛЬФОВ

Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS