16 декабря этого года Георгию Васильевичу Свиридову исполнилось бы 95 лет. При достаточно спокойном и порой даже прохладноватом отношении к этому выдающемуся имени со стороны большинства композиторов и музыковедов, основную работу по продвижению в наш мир свиридовского наследия взяли на себя исполнители и музыканты-педагоги. Это понятно: когда музыка говорит сама за себя, не требуется никаких специальных завлекательных акций и слов, всё активнее сопутствующих современной музыке и музыкознанию; нет нужды «подключать к процессу» скандалы, политику, ориентацию на некие «мировые ценности», неизвестно кем установленные, и проч. Свиридовская лира бесконечна далека от какого-либо эпатажа, сила и красота этой музыки лежат настолько вне так называемой моды… Отсюда и благодарная любовь к ней исполнителей, которым петь и играть Свиридова – удовольствие и школа, очень непростое и ответственное, но заведомо красивое и благородное дело.
«Приношения Георгию Свиридову» прошли сейчас во многих городах России – например, в Костроме концерт под таким названием дал на днях камерный хор под управлением Алексея Мелькова. Но центральным мероприятием, посвящённым памяти композитора, несомненно, стали «Невские хоровые ассамблеи», состоявшиеся в Петербурге.
Девиз фестиваля «Пою моё отечество!» в данном случае соответствовал теме как никогда. В программе фестиваля звучали самые разные, в том числе и редко исполняемые сочинения. Главной концертной площадкой стал зал Академической капеллы Санкт-Петербурга – великолепный по акустике, светлый, высокий, словно летящий в воздухе зал. Прошли концерты и в Сампсониевском соборе, и в Шереметевском и Меншиковском дворцах, и в кафедральном соборе Петра и Павла, а основной гала-концерт участников состоялся в Исаакиевском соборе, что, конечно, без лишних слов подчеркнуло значимость происходившего.
Благодаря стараниям создателя фестиваля Владислава Чернушенко – настоящего подвижника, одного из превосходных интерпретаторов свиридовской музыки, а также его помощников тысячи людей услышали самые разные произведения. Кстати, билеты на концерты стоили не более ста рублей: в этом бесхитростном факте видятся замечательные традиции, увы, безвременно ушедшей в прошлое народной филармонической жизни России былых времён – той, что ведёт истоки от балакиревских концертов Бесплатной музыкальной школы.
В исполнении капеллы фестиваль символически открылся «Песнопениями и молитвами» Свиридова – знаковым произведением рубежа веков. Символичен был заключительный фестивальный концерт капеллы, в котором наряду со знаменитым симфоническим «Триптихом» в оригинальном дирижёрском прочтении В. Чернушенко прозвучала сюита из музыки к кинофильму «Время, вперёд!». Но отметить хочется как раз глубокое, тонкое прочтение других, по-своему не менее выразительных номеров сюиты: трогательный «Маленький фокстрот», «Марш» – в буквальном смысле марш созидания, изумительно трепетная «Ночь» – всё это предстало как бы в новых гранях. Что же касается «Поэмы памяти Сергея Есенина», завершившей фестиваль, то это провидческое и для поэта, и для композитора сочинение-притча вновь поразило слушателей своей красотой и правдой, вновь в проникновенном исполнении сольной партии Олегом Трофимовым предстала Россия и её непостижимая судьба…
Наряду с выступлениями капеллы особо хочется отметить превосходный концерт камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова. Дивный, я бы сказал, интеллигентный хоровой звук, серьёзность отношения к музыке, выстроенность, прочувствованность и при этом открытая, ясная душа в пении…
Фестиваль стал по-настоящему мощным праздником музыки: детский хор радио и ТВ Санкт-Петербурга под управлением Станислава Грибкова (с замечательным качеством исполнения) и хор мальчиков под управлением Вадима Пчёлкина, хоровые коллективы из городов Ленинградской области, а среди гостей – коллективы из Центра культуры и творчества подмосковного Троицка, смешанный хор им. Г. Бутузова из Кивиыли (Эстония), хоры «Глория» и «Новая Корчева» из тверского Конакова, Пермский академический хор, наконец – замечательный хор «Песни России» под управлением народного артиста СССР Николая Кутузова. Поёт, поёт ещё наша страна – только редко дают нам вспоминать об этом!
А что же куряне – земляки композитора? В конце ноября в Курске прошла VI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения», организованная другой настоящей подвижницей, директором Курского музыкального колледжа имени Свиридова Людмилой Чунихиной при поддержке Министерства культуры России и областного Комитета по культуре. Десятки студентов-музыковедов из многих городов России выступили с любопытнейшими докладами о творчестве Свиридова, знаменующими собой лишь начало процесса постижения его наследия.
Всего не перечислишь – и это отрадно. Труженики музыки, невзирая ни на что, продолжают своё большое важное дело.