Дмитрий Орлов-Ростовский.
Эротида. – М., 2016. – 186 с.
Дмитрий Орлов-Ростовский.
Песни из коридора. – М., 2018. – 98 с.
Дмитрий Орлов-Ростовский.
Эдип, Эдип. – М., 2019. – 30 с.
Когда Пушкин говорил, что поэзия должна быть глуповата, он, конечно же, не имел в виду глупость в прямом смысле этого слова, а подразумевал внятность – без ложной многозначности и чрезмерной усложнённости формы. Современные поэты по большей части от пушкинского завета ушли далеко: бродскизмом в тяжёлой степени страдают многие, предпочитая путаную метафорику и оголтелые эксперименты – цельности, а значит, и ценности поэтического высказывания. Писать просто и внятно считается у таких авторов чуть ли не дурным тоном. А между тем путь к душе читателя не должен быть витиеват и затруднён буреломом малопредставимых образов.
Дмитрий Орлов-Ростовский – поэт, манифестирующий внятное и предельно откровенное звучание стиха. Главное для автора не эксперимент с формой, а оригинальность содержания. Причём и оригинальность содержания не означает его насыщенность бредовыми идеями, а означает полнокровность, жизнерадостность, свободную эротическую энергию. Перед нами философ- эротоман, для которого секс не самоцель, а, если угодно, своего рода метод познания мира и человека, лакмусовая бумажка, проверяющая чувства на подлинность, а мир – на прочность. Ведь если мир дан нам в ощущениях, то почему бы не испытать те из них, которые делают нас счастливыми, в полной мере?
...Тоской задушенных желаний
Плачу за крохотный успех,
Ну что там пара сотен самок,
Когда нацелился на всех!
Предвижу «охи» и «ахи» целомудренных дам, дескать, как же это он такое посмел! Да, посмел – и что? Попытался облечь природный инстинкт в стихотворную форму, то есть слить воедино природу и искусство. Задача сложная, почти невыполнимая, и тут на помощь пришла ирония, как рукой снимающая пошлость, от которой страдают вышеупомянутые дамы.
Надо заметить, что юмор во всех своих градациях – от лёгкой иронии до едкого сарказма – щедро рассыпан в поэтике автора, и неспроста одна из книг называется «Песни из коридора», что уже само по себе подразумевает ироничный угол зрения на происходящее.
Дмитрий Орлов-Ростовский абсолютно честен с читателем, он не пытается примерить какую бы то ни было роль и встать в позу, выгодно демонстрирующую его позицию. И если в его понимании жизнь пронизана эротическими желаниями, то он так об этом и пишет. И если трагическое и комическое, по сути, неразделимы, то рождаются вот такие строки:
Поколения бегут,
Поколенья догоняя,
Только всё – напрасный труд,
Жаль, никто о том не знает.
Каждый метит высоко,
А ползет всё ниже, ниже,
Там в конце уютный гроб
С отвратительною жижей.
В жиже мокнут червяки,
И микробы зажигают,
Я кричу: «Эй, мужики!» –
Но никто не понимает.
Я безвестный щелкопёр,
Так сказать, позор эпохи,
Собираю мыслей крохи
И несу привычный вздор.
(«На смерть Артёма»)
«Привычный вздор» – разумеется, никакой не вздор, а нагнетание будничного ужаса для того, чтобы преодолеть его мировоззренчески, чтобы понять, как со всем этим жить дальше и не сойти с ума.
Да, Орлов-Ростовский бывает резок, нетерпим, и многие стихи балансируют на тонкой грани между пошлостью и откровением, но всё же в большинстве случаев безошибочно срабатывает художественное чутьё, отделяющее зёрна от плевел.
Поэтика автора интонационно богата. Ведущих интонаций две – залихватски ироничная и печально-меланхоличная, присутствующая реже:
Со мной бывает – верь не верь,
Но факт на грани пониманья:
Незримый дух стучится в дверь,
Надеясь на моё вниманье.
Я широко открою дверь,
А там пустынная терраса,
Но чую: где-то рядом Зверь,
И хочется молиться Спасу.
Разнообразна и звуковая палитра автора. Почти в каждом стихотворении бросаются в глаза звукопись и чёткий ритмический рисунок.
В Останкино одни останки,
В Обломовке одни обломки,
Хочу укрыться от обмана,
Но в Переделкино потёмки.
В Раздорах оторвусь от стервы,
Но, истерически смеясь,
У поворота на Перерву
Я попадаю в ту же Грязь.
Но нет, не списывайте мавра,
Пока он не закончил речь:
С кульком виагры еду в Гагры,
Чтоб основательно залечь.
Надо отметить и то, что автор обладает удивительной социальной зоркостью: точными и резкими штрихами с обилием цепких подробностей пишет он портрет эпохи в исторической ретроспективе. Особенно это мастерство проявляется в поэмах и очерке «Песни из коридора».
Об очерке хотелось бы поговорить отдельно. Здесь мастерски выстроен сюжет: перед нами картина послевоенного времени, история любви на фоне тягот барачной, трудной в бытовом смысле жизни. По сути, это монологичный роман в стихах.
…Гуляли, с одури стреляли,
Женились с хищной быстротой,
В 46-м детей рожали
И укрепляли волчий строй.
...Вдов обезжизненных глаза
Сверлили из глубоких впадин,
А лихолетья полоса
Тревогой новою сменялась…
В очерке «Песни из коридора» особенно явственно проступает смесь цинизма и сострадания. И эта странная настойка придаёт индивидуальность лирическому герою. Да, он циник, но не безжалостный, а чуткий и порой даже нежный. Вот такой парадокс образа лирического героя – нежный циник. И именно здесь кроется уникальность авторской интонации. Кроме того, на художественное целое безотказно работают прицельно точные эпитеты: «упрямой похоти огни», «послевоенные глаза», «безглазая судьба», «пахучее лето» и другие.
Но порой проступает усталость от постоянного повторения всего на свете, круговорота людских судеб и наших бесконечных попыток проникнуть в тайну мироздания. Нотка усталости особенно сгущается к концу очерка:
И в пир, и в мир, и в добры люди
Влечёт безглазая судьба,
Поди узнай, что с нами будет,
В какой барак, в какие будни
Затянет очередью нудной
Реинкарнации труба.
Любопытно и необычно соединение образа крематорской трубы и идеи цепочки перерождений. Христианское и буддистское мироощущения словно сливаются воедино, рождая одновременно философию разочарования и надежды, духовного смирения и бунта.
Стремление лирического героя пуститься во все тяжкие здесь и сейчас компенсируется желанием, если так можно выразиться, очиститься прозрением грядущего.
Несомненно, волнует автора и судьба России. Однако если бы мы увидели традиционные слёзно-лирические воззвания к Родине-матери и усмотрели бы манекенную патриотическую позу, то это уже был бы не Орлов-Ростовский, а какой-то другой поэт.
Дмитрий Орлов-Ростовский пишет о своей стране резко, с едкой и горькой иронией, что ни в коей мере не умаляет его любви к родине, а только свидетельствует о крайней степени раздражения, а значит, и неравнодушия.
Россия – ржавая больница,
Приют уродов и глупцов,
Здесь всё желанное лишь мнится
Ничтожной горстке храбрецов.
А тем, кто всё ещё не помер,
На главной улице оркестр.
Здесь каждый выбирает номер
Своей палаты номер 6.
Здесь, безусловно, возмутятся патриоты, и правильно сделают. Для того и написано. В поэтике Орлова-Ростовского почти всегда присутствует элемент эпатажа. Эпатажа и чувственного, и интеллектуального. Эти стихи призваны растормошить читателя, порой даже разозлить, сделать его причастным к авторскому бунту.
Особенно интеллектуальная эпатажность свойственна трагифарсу в стиле сюр «Эдип, Эдип» – именно так сам автор определяет жанр своего произведения. «Эдип, Эдип» метрически весьма разнообразен: на всём протяжении развития сюжета наблюдается чередование стихотворных размеров: здесь и дактиль, и хорей, и анапест; их смена придаёт произведению и ритмическое, и интонационное своеобразие.
Герои этого трагифарса – Фрейд, Софокл, Эдип, Иокаста, Лай, Тиресий. Разумеется, все помнят трагедию Софокла «Эдип», а также то, как назвал Фрейд влечение ребёнка к родителю противоположного пола – «эдипов комплекс». Орлов-Ростовский, сталкивая автора с его же персонажами, выстраивает своё видение происходящего и своё отношение к инцесту.
Начинает Фрейд:
Каждому видятся сны, но не все их к рассвету припомнят,
Только провидец и врач могут загадку постичь,
Я же решил подобрать всем сновиденьям отмычку,
Пусть даже пьяный школяр судит о них без стыда.
Я, как уставший мужик, жизни код разгадавший достойно,
Вправе проветрить себя, чуть посвободней вздохнуть.
Жажду по миру пройтись, оценить полноту ощущений
Тех, кому правду открыл мой многомесячный труд.
Интересна роль Тиресия, по легенде побывавшего в своей жизни и мужчиной, и женщиной, способного оценить все прелести любви и с женской стороны, и с мужской. И поскольку он прорицатель, именно Тиресий открывает Эдипу глаза на то, что он убил своего отца и женат на собственной матери. Эдип Софокла, узнав о страшном грехе, выкалывает себе глаза. А что же делает Эдип Орлова-Ростовского? Он и не думает наказывать себя таким образом, а, напротив, призывает вернуться в «освежающий хаос»:
Зря оголтелый народ ожидает, подученный Фрейдом,
Будто я муки принять из-за позора готов.
Наш очистительный век возвратит освежающий хаос,
Люди вернутся к корням, станут крест-накрест блудить,
Слово «свобода» взойдёт вновь к первозначным значеньям,
Цепи надуманной лжи напрочь с людей отряхнув.
Так уберите скорей ножницы, гвозди, иголки,
Не собираюсь ослов личным уродством смешить...
В итоге – Эдип отменяет закон о наказаниях за инцест и провозглашает «время объятий». В идейном смысле здесь ощущается связь с Камю, который на основе «Эдипа» Софокла размышляет о том, справедливо ли наказание за преступление, совершённое по неведению? Но Орлов-Ростовский идёт ещё дальше, требуя полной отмены наказания за содеянное Эдипом. И в своём поэтическом мире автор имеет на это полное право. А уж согласится ли с ним читатель или захочет поспорить – другой вопрос.
В целом же вся поэтика Дмитрия Орлова-Ростовского построена на тонком распознавании парадоксов существования, на внятной подаче концентрированного хаоса нашей жизни, который таким образом преодолевается на художественном уровне, превращаясь в космос смыслов.
Полина Бочарова