Мы вынуждены жить в век «монетизации» и «оптимизации», которые затронули не только нашу экономику и всю хозяйственную деятельность, но и медицину, образование, науку, а также определили наши культурные предпочтения.
Не так давно мы с мужем посетили храм Христа Спасителя в Москве, который был якобы воссоздан вместо разрушенного бывшего храма. Однако взамен великолепного по красоте и росписям православного собора, каким он был, по рассказам моей матери, мы обнаружили пустой и холодный центральный зал, напоминающий какой-то безликий вокзал.
Хотя я человек нерелигиозный и неверующий, но я высоко ценю религиозную эстетику и великие достижения религиозной культуры, которая, собственно, предшествовала возникновению светского искусства. Именно благодаря религиозным потребностям были созданы гениальными творцами разных народов многочисленные художественные шедевры в живописи, в скульптуре, росписи и украшении храмов и в архитектуре самих храмов и соборов.
Также именно для христианских религиозных обрядов были созданы музыкальные шедевры прошлого: так, например, у католиков возникла органная музыка и появились сложные музыкальные сочинения – реквиемы, хоралы, мессы, а у православных – литургии, всенощные и другие полифонические хоровые шедевры.
Из прошлых веков к нам пришли великолепные мусульманские мечети, индуистские храмы и культовые шедевры Китая, Японии, древних инков и многое другое.
Поэтому Храм Христа Спасителя и произвёл на нас удручающее впечатление...
«Вокзальную» эстетику мы также обнаружили не только в новой, но даже в старой Третьяковке, которая, по моим детским воспоминаниям, была в те времена уютной, родной и домашней.
Однако в нашей стране музеи всегда были для народа источником художественных впечатлений, необходимых для сохранения его душевного здоровья, а также для того, чтобы поддержать народ в трудные времена. Поэтому недопустимо превращать их в источник дохода и извлечения прибыли от иностранных туристов и зарубежных выставок, то есть их монетизировать.
Дилетанты и профессионалы
Также возникает вопрос о том, насколько правомерно принятое нашими «авторитетами» разделение творцов на дилетантов и профессионалов. Ведь любой вид искусства создавали дилетанты, поскольку в то время ещё не существовало сформулированных правил, регламентирующих творчество. Именно дилетанты интуитивно определяли эти правила, создавая свои шедевры, которые затем служили образцами для изучения тех принципов, которыми следует руководствоваться в творчестве всем последующим представителям данного искусства.
Поэтому крайне вредно высокомерно признавать имеющими художественную ценность лишь те произведения, которые были созданы авторами с дипломами, в отличие от художественных образцов, созданных людьми, не имевшими дипломов и свободными от узаконенных ограничений, поскольку именно они нередко оказываются талантливыми двигателями прогресса в искусстве.
В связи с тем что каждый выдающийся художник является личностью, то есть индивидуальностью, нелепо втискивать его в рамки каких-либо надуманных условно выделенных направлений вроде постмодернизма, акмеизма, символизма и прочих. Он существует сам по себе, он сам себе направление. Мы его знаем лишь благодаря личному таланту, а не по принадлежности к какому-либо направлению.
Невозможно обучить писать талантливые стихи или прозу всех желающих, если у них нет таланта. Одарённый человек сам неосознанно осваивает творческие принципы из опыта своих выдающихся предшественников или своих современников, а человек бесталанный всё равно окажется впоследствии лишь графоманом, следующим правилам, которым его научили.
Как известно, разнообразные течения в поэзии возникли в Российской империи в так называемом Серебряном веке. Такое название получила поэзия, созданная авторами, входившими в несколько богемную и не очень многочисленную группу образованных людей, в большинстве знакомых друг с другом. Они были обречены жить в сложный исторический период, на трагическом сломе старого мира и предельно жестокого перехода к новому общественному устройству с ещё неясными законами и поэтому пытались обрести душевное равновесие в поэтическом творчестве. Они придумывали разные способы сочинения стихов и объявляли себя представителями весьма малочисленных поэтических течений, часто отличаясь демонстративностью, претенциозностью и позёрством.
Согласно теперешней терминологии, все они, естественно, были «дилетантами», и лишь немногие из них оказались действительно незаурядными поэтами, независимо от того, к какому течению в поэзии они себя относили. Именно вследствие того, что в данной культурной общности возникло несколько выдающихся поэтов, этот период в истории русской литературы и назвали Серебряным веком, в отличие от Золотого, в который творили корифеи – гениальные русские поэты, собственно, проложившие дорогу в поэзию представителям Серебряного века. Из числа поэтов Серебряного века больше всего повезло Анне Ахматовой, пережившей их всех, прожившей долгую жизнь и превращённой потомками в «икону».
В связи с путешествием в литературное прошлое наш век в поэзии следовало бы назвать платиновым, поскольку стихи теперь стал писать каждый второй наш современник и при этом достаточно многие из них пишут стихи по своим достоинствам не хуже, чем большинство поэтов Серебряного века.
Карикатура на Обломова
Не так давно наши современные театральные и кинодеятели вдруг воодушевились романом Гончарова «Обломов». Поставили спектакль по роману в ряде театров и даже создали кинофильм по этому роману. Однако этот роман интересен разве что тем, что представляет злой и несправедливый пасквиль на русских людей. Видимо, созданный Гончаровым преувеличенно карикатурный Обломов, особенно в той обстановке негативного отношения к русском народу, которая воцарилась в стране в последние тридцать лет, оказался очень кстати для задававших тон антирусски настроенных идеологов. Конечно, среди нас нельзя найти Штольцев, поскольку у нас совершенно иной менталитет. Но когда наш народ освободили от крепостного ига, то в отличие от отжившего «барства» русские купцы и промышленники к началу двадцатого века превратили Российскую империю в одну из богатейших стран Европы.
Помнится, что в девятнадцатом веке никто в Российской империи культурой не руководил, но именно в том веке произошёл буквально культурный взрыв и расцвет всех видов искусства, ведь именно тогда были созданы основные культурные ценности.
Вообще-то культура образуется как результат свободной и непредсказуемой творческой деятельности талантливых индивидуальностей, которую нельзя организовать и для которой нельзя определить рамки, в коих она должна осуществляться.
Несомненно, можно и нужно руководить деятельностью бесплатных библиотек, музеев и других общественных культурных учреждений, но тогда, возможно, следовало бы изменить название «Министерство культуры» на «Министерство общественных культурных учреждений».
В целях экономии намереваются распространить «оптимизацию» и на школьное образование, заменив школы и учителей на дистанционное обучение, что лишит наших детей возможности получить хотя бы такие поверхностные знания, какие они получают последние тридцать лет.
Хотя в нашей стране отменена официальная цензура, но поскольку на дворе век «монетизации», то функцию цензуры осуществляют теперь те частные лица и те государственные органы, которые финансируют входящие в сферу культуры СМИ, театры, фестивали, художественные конкурсы и прочее, а также и рекламу. Идеологическая зависимость и контроль со стороны власти, существовавшие у культуры в СССР, сменились теперь финансовой зависимостью и контролем рублём, что вызывает в памяти поговорку «хрен редьки не слаще» и также лимитирует свободное и непредвзятое развитие искусства в стране.
В связи с бурной реакцией нашего общества на случившееся в начале лета событие, когда артист Михаил Ефремов, будучи сильно пьяным, в ДТП погубил другого человека и надо было решать, какое наказание он должен понести за своё преступление, в процессе дискуссии общественность была вынуждена признать, что в нашей стране существует два варианта одного и того же закона.
Один из них зафиксирован на бумаге, а другой осуществляется в реальной жизни и позволяет использовать коррупцию, социальное положение, родственные связи и личные заслуги, чтобы максимально смягчить наказание или вообще его избежать, даже за убийство человека. При этом также оказалось, что и в законе, зафиксированном на бумаге, предусмотрены многочисленные лазейки, чтобы уйти от наказания или сделать его как бы фиктивным.
Всё это приводит к неизбежному и неутешительному заключению, что у нас в стране, по сути, не существует законов, которым должны следовать все без исключения, и возможен любой произвол со стороны судебной власти.
Любопытно также отметить, что организованные в стране центры социальной защиты и обслуживания населения, по-видимому, с трудом справляются с задачей прокормить самих себя, и поэтому выполнение их функций, причём совершенно бесплатно, переложили теперь на «комсомольцев-добровольцев», то бишь на волонтёров.
Цветник былых талантов
Насколько я помню, в сталинские времена труппа Большого театра в Москве имела многочисленный состав солистов как в опере, так и в балете. В ней были два выдающихся тенора, Козловский и Лемешев, и очень хороший тенор Орфёнов; также в ней имелись три выдающихся баса – Максим Дормидонтович Михайлов, Марк Рейзен и Иван Петров; было четыре великолепных баритона – Алексей и Андрей Ивановы, Лисициан и Бурлак, а среди женщин имелось несколько прекрасных лирико-колоратурных сопрано – Шумская, Шпиллер, Ирина Масленникова и Фирсова, четыре замечательных меццо-сопрано – Обухова, Максакова, Давыдова, Леокадия Масленнникова и контральто – Антонова, хотя я, возможно, не всех смогла вспомнить.
Такое же многообразие солистов было и в балетном составе труппы, в который входило несколько выдающихся балерин, таких как Уланова, Лепешинская, Стручкова и молодая Майя Плесецкая, а из мужчин я более всего выделяла и потому запомнила Ермолаева и Кореня.
Однако со временем, после смерти Сталина, в Большом театре возобладал «монополизм» единоличных звёзд как среди певцов, так и среди артистов балета.
На эстраде в мою молодость также наблюдалось большое разнообразие талантливых исполнителей, и надо признать, что до конца существования СССР эстрада оставалась достаточно разнообразной и талантливой.
После распада СССР труппа Большого театра развалилась, и только последние несколько лет её пытаются вновь создать, но предпочитают приглашать солистов из других театров, в основном из Европы.
На эстраде же процветает монополизм, причём некоторые эстрадные звёзды вызывают в памяти питекантропов или милых обезьянок с накачанными силиконом губами.
Обидно, что мы быстро забываем своих выдающихся современников, которые были певцами мирового масштаба, таких как уникальный великий баритон, русский певец Дмитрий Хворостовский. Однако нам ежегодно, по два раза в году, демонстрируют на ведущих каналах ТВ, чтобы мы не забыли, Владимира Высоцкого и Муслима Магомаева, которые при всём своём таланте и былой популярности всё-таки являются фигурами как бы местного, то есть российского, а не мирового масштаба.
В завершение хочется вспомнить героя поэмы Гёте «Фауст», который заключил договор с дьяволом и получил с его помощью возможность испытать самые невообразимые удовольствия, считая их смыслом жизни. Но они не принесли ему ни удовлетворения, ни ощущения счастья, а лишь причинили горе другим людям. Только оказавшись ослепшим стариком, он вдруг обнаружил, что смысл жизни человека состоит не в удовольствиях, не в обладании властью и богатством, а исключительно в созидании и лишь оно и позволяет человеку ощутить себя счастливым и воскликнуть «Остановись мгновение! Ты – прекрасно!», когда его творческая созидающая мечта воплощается в жизненной реальности.
Эмилия Болтянская
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции