Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 декабря 2021 г.
  4. № 52 (6815) (29.12.2021)
Невский проспект

Время поразмышлять

Будущее русского романа

29 декабря 2021
Даниэль Орлов. Геофизик, писатель, издатель

Роман известного петербургского прозаика Даниэля Орлова «Время рискованного земледелия» даёт повод задуматься не только о проблемах, так или иначе затронутых в нём, но и о судьбе «русского романа на перепутье» в целом.

17-Орлов обложка.jpg

Начинается произведение такими словами: «Есть те, что живут жизнь от самого младенчества. Любой их поступок – продолжение далёкого детского жеста. Всякое слово началось много лет назад вздохом, каждая мысль была когда-то детским сновидением. Они счастливы. Им есть откуда набрать сил: они крепче других держатся за ствол, а тот уходит корнями в невспоминаемое, ветвями в невообразимое. Сами тот ствол. Кровь их – сок, питающий будущее. Потому и живут просто, потому и грехи их понятны даже неопытному исповеднику».

Никакой «исконности и посконности» – в романе Даниэля Орлова будут и фантастические элементы, и резкая смена темпа, и, как сейчас говорят, хтонь, и наиострейшая современность (а, например, у другого представителя старшего поколения – Михаила Гиголашвили в финале – вставные околобиблейские новеллы и калейдоскопические трипы). Даже по зачину видно: нас ждёт, во-первых, эпос. И, скорее всего, многосюжетный и многоголосый. Во-вторых, никакой бесстрастной, извините, кинематографичности – вот вам тропы, парцелляции и так далее. Наконец, с самого начала декларируется страшное: в книге будут немыслимые у большинства молодых авторов лирические отступления и (о ужас!) прямой авторский голос вообще.

Там, где у авторов условной «новой волны» сюжет развёртывается стремительно и способен без масштабных переделок стать сценарием сериала или компьютерной игры, а предыстории героев штрихами вписаны в действие, писатель более зрелый (не путать с консерватором) будто говорит: нет никаких принципиально новых реальностей и направлений (различных «измов»), а есть только литература и попса. Новый русский роман нужно писать (хотя бы пробовать), а если это вдруг в какой-то момент окажется невозможным, то пора и всю лавочку прикрывать.

И с этим отчасти нельзя не согласиться: видимо, близится какой-то конец истории – по крайней мере, истории русской литературы в том виде, в каком мы к ней привыкли. К чему всё это приведёт – вопрос другой, да и точного ответа на него дать пока нельзя – поговорим об этом хотя бы лет через десять.

 

Типажи

Герой. Олегу Беляеву скоро пятьдесят, жизнь его складывается как-то не очень, и он решает переждать житейскую стынь и набеги коллекторов в деревне – авось образуется. Сам он такая квинтэссенция типа классического русского мужика: «смел, но не предприимчив, талантлив, но ленив, отчаянно ленив, но честен, честен, однако по-детски наивен, наивен, однако терпелив» (авторская характеристика). Беляев будто бы балансирует между двумя мирами: он одновременно может предпочитать телевизору интернет-сплетни или вести блог, но при этом гармоничен и уместен в своём сельском лихом бытовании.

У нас отчего-то сложились два полярных превратных взгляда на современную сельскую жизнь, и оба они не имеют ничего общего с действительностью. Кто-то видит картинку, нарисованную ещё писателями-деревенщиками восьмидесятых: гармония с природой, мудрые колоритные старики а-ля дед Щукарь или оторванные от земляного бытия «чудики» (во «Времени рискованного земледелия» есть символический эпизод – один из героев поминает некоего уже умершего Толика-мечтателя, которого за криворукость порой нещадно били, и добавляет: «Чтоб ему и на том свете икалось»), специфический говор, некая особая русская духовность. Кто-то карикатурно-мрачен, и оптика у него тоже кривая, артхаусно-чернушная: развалившиеся хаты, повальные пьянство, скотство, зверство и деградация.

 

Всё сложнее

Даниэль Орлов убедительно показывает: всё сложнее. Благости с малиновым звоном на селе, конечно, нет, но нет (по крайней мере, в исходной, изначальной позиции) и никакого перманентного постапокалипсиса. Своих проблем там хватает (хотя почему своих – разве они принципиально отличаются от наших?), но и рук никто не опускает. Люди там пусть и крепче «держатся за ствол», однако это вовсе не инопланетяне и не другая цивилизация – тот же Беляев вписывается в тамошнюю жизнь не без несуразностей, но в итоге как влитой. Более того, становится человеком, который гипотетически мог бы стать тем самым связующим звеном между антагонистическими началами (географическими, поколенческими, мировоззренческими).

Зло и тьма, впрочем, в романе всё же разлиты – но не в том очевидном обличье, которого подспудно ожидаешь. Об этом мы ещё поговорим. Мужики лихо отвечают докучливому коллектору (который в целом такой же, как они) и расправляются при помощи арбалетов с кружащими над их участками в административно-контролирующих целях дронами. Эффектный образ: уже не жеребёнок против паровоза, но арбалет против дрона. Однако это не столько конфликт эфемерных города и деревни (щи лаптем никто не хлебает), сколько попытка людей хоть немного остановиться и не бежать, задрав штаны, за всё ускоряющимся комсомолом глобальной цивилизации, попытка удержать хоть какой-то статус-кво. Заканчивающаяся, что закономерно, традиционным русским беспощадным (читай: бескомпромиссным) бунтом. А вот бессмысленным ли? Вопрос.

 

Ещё герои

Их много, с какого-то момента – очень много. По этой причине, несмотря на их, героев, колоритность, какие-то сюжетные линии теряешь и всё больше следишь за любимчиками. Вот, например, отец Михаил. Его гложут разлад и неприкаянность – жуткий эпизод из прошлого отравляет его душу. Мятущийся и желающий странного священник – замечательный, немного отсылающий искушённого читателя к образам Леонида Леонова.

Кстати, о Леонове. У вселенной «Времени рискованного земледелия» есть общие черты с миром этого автора – речь здесь не только о живом, крепком и ясном языке или героях, чем-то наследующих героям «Барсуков» или «Соти». А о другом: невзирая на где-то озорной и ровный зачин и обаятельных персонажей, по завершении чтения роман Даниэля Орлова видится всё же пессимистическим, а посыл его – несколько мизантропическим. Так, за «Русским лесом» возвышается «Пирамида», а в человеке всё так же трагически нарушен баланс огня и глины. И подать на страницах книги такую трагедию не напрямую, в лоб, но скрыто – под силу далеко не каждому. Орлову это удалось.

Люди невольно идут ко злу, а новые люди (дети) – сами зло, ибо не ведают, что творят. И они ещё заиграются в эскапизм и виртуальность.

А ближе к концу классический роман (опять-таки символически, но сюжетом это тоже оправдано) будто бы рушится: в него врываются экшен, поджоги, страшные знамения, кровь и смерть. Старое невозможно, новое неприемлемо, люди всё так же тяготеют к разрушению и саморазрушению, и по-хорошему нужно со всем этим расправиться – и как можно быстрее. Чтоб история наконец прекратила движение своё. Выстоим ли?

Иван Родионов

 


«ЛГ»-досье

Даниэль Орлов родился в 1969 году в Ленинграде, окончил геологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, работал в геофизических партиях. В литературном мире дебютировал в качестве поэта и автора-исполнителя. С 2005 года публикуется как прозаик. Рассказы и повести печатались в журналах «Знамя», «Октябрь», «Нева», «Дружба народов», «Днепр», «Зинзивер», «Сетевая словесность», «Полутона», «Присутствие», «Вечерний гондольер», «Literratura» и др. Отдельными изданиями вышли романы «Долгая нота», «Саша слышит самолёты», «Чеснок». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Тэги: Даниэль Орлов Иван Родионов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прогулка с Бродским

    11.05.2025
  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS