Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Время Рублёва и Рублёвки

01 января 2007

Эдуард БраговскийЗа шесть с половиной – плюс-минус несколько десятилетий – веков своей земной и последующей небесной жизни великий иконописец Андрей Рублёв и его творчество переживали разные периоды, что называется, общественного звучания. Были времена, когда это имя гремело на весь православный мир, были и века практически полного забвения, а затем блистательного, во всей славе, возвращения – такого, какое случилось, например, в прошлом веке, по сути дела дважды канонизировавшем Рублёва. Вначале это было сделано отечественным искусствоведением, возведшим древнего мастера в чин основоположника национального духовного искусства и одновременно одной из вершин культуры не только русской, но и мировой. А затем, уже на исходе столетия, – церковью, официально причислившей создателя «Троицы» к сонму святых в лике преподобного.

Начавшееся тысячелетие прежде всего отметилось тем, что поместило иконописца на деньги: несколько лет назад Банк России выпустил серию «одноимённых» памятных монет из драгоценных металлов. Руководствовались, видимо, тем, что фамилия у художника уж больно соответствующая: не иначе как происходил из рода древнерусских финансистов… (На самом же деле, как считают специалисты, этимология прозвища восходит, скорее всего, к слову «рубель», обозначавшему инструмент для накатки кож, а значит, вырос его носитель в семье ремесленников). А теперь Государственная Третьяковская галерея организовала юбилейную выставку, которая, несмотря на всю приблизительность «сверху назначенной» даты и невзирая на весьма противоречивую, а порой даже неожиданно резкую оценку экспозиции со стороны нашего арт-сообщества, подоспела всё-таки очень вовремя. Дело в том, что в результате трагикомической ухмылки современной эпохи сам общенациональный, как теперь принято говорить, «бренд» – Андрей Рублёв – срочно нуждается в своеобразной лингвистической защите и охране.

…И ведь угораздило же нынешних российских толстосумов облюбовать себе для сладкой жизни пространство, прилегающее к Рублёво-Успенскому шоссе, вследствие чего бо'льшая часть наших соотечественников, особенно молодых, слышит сегодня в словосочетаниях «рублёвская «Троица» не иначе как фразу «Рублёвка строится», а в «рублёвском «Спасе» – прости, Господи – «рублёвское спа».

Так что чрезвычайно своевременное это «условное», «придуманное» 650-летие. Может быть, именно благодаря сегодняшним спорам и конфликтам вокруг вопроса о том, как именно нужно «подавать» и экспонировать наше достояние, в грядущем будет отмечено и 700-летие, и все последующие юбилеи Рублёва, и достославное имя не придётся в очередной раз возвращать из небытия.

Продолжение темы

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS