Наше ТВ, точнее, его неполитический сегмент всё никак не найдёт верной тональности в новой реальности. Ясно, что так беззаботно и развязно веселиться, как до СВО, нельзя, да и многие столпы «довоенного шоубиза» уехали. Думали, что ненадолго, но оказалось...
Те из «нетвойнистов», кто в знак протеста решил отсидеться в Израиле, напоролись на самую настоящую, гораздо более жестокую войну. Другие думали, что будут за границей так же снимать и сниматься в кино, так же зарабатывать, как и в постылой Рашке, ан нет – теперь кое-кто из моргенштернов хочет вернуться, но не знает как – да и простят ли?
Но многие оставшиеся упорно держат в кармане фигу в надежде, что всё вернётся и будет как при бабушке. Действительно, все, кто рулил российским кино- и шоубизнесом, остались на местах. Некоторым, полагаю, СВО ненавистна, так как разорвала с таким трудом налаженные международные связи. Впрочем, и до них постепенно доходит, что на Западе они никому не нужны, просто потому что они русские. А значит – враги. Против России идёт инфовойна на уничтожение, в «цивилизованном мире» морально готовят своё население к реальной войне, в которой в качестве тарана выступит уже не только Украина, но и ещё кто-то, кого не жалко… И вот в такой обстановке на НТВ появилось новое юмористическое шоу «Звёзды».
Подобные передачи, нужные каналам для рейтинга, мне не нравятся, все, кроме одной – конкурса песни среди подростков из неблагополучных семей и детских домов с громким названием «Ты супер!» (тоже НТВ). Замечательная, благородная идея – поиск и продвижение юных талантов из среды, которая в смысле социальных лифтов бедна, если не безнадёжна. Среди открытий шоу – Диана Анкудинова, которая до участия в нём великолепно выступила в шоу «Голос. Дети» на Первом, но не прошла слепые прослушивания (позор наставникам во главе с Меладзе – они потом долго оправдывались и винились). Шоу на НТВ реально помогло талантливой девочке и многим другим сиротам.
И вот «Звёзды»... Что это такое? Смесь вокального соревнования с «Камеди клабом» и КВН. В жюри – «главный комик» страны Гарик Харламов, теперь это солидный сорокатрёхлетний дядечка в очках, мэтр, который, правда, продолжает в сетевых шоу материться как сапожник (вернее, как чушпан, который хочет понравиться взрослым пацанам). Но действительно, в жанре эстрадного юмора, в котором когда-то блистали Миронова и Менакер, Миров и Новицкий, Карцев и Ильченко, а в постсоветские годы юмористические команды Регины Дубовицкой и Евгения Петросяна, Харламов благодаря интернету сейчас самая заметная фигура...
В жюри телешоу неожиданно появился также Жора Крыжовников. Создатель «Слова пацана» попал сюда, видимо, потому, что на НТВ будет показан этот сериал. Среди других судей впервые увидел юную красотку с ярко накрашенными чувственными губами и глубоким вырезом, которая оказалась видеоблогером Валей Карнавал, а также – Сергея Жукова (лидер группы «Руки вверх», автор бессмертных строк «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже!») и дизайнера Артемия Лебедева. Последний здесь в роли эдакого хмурого скептика, который рубит правду матом (вообще, запикиваний было в передаче слишком много). Ведущий – присутствующий теперь, кажется, на всех юмористических полянах Азамат Мусагалиев.
По правилам шоу за звание «самой смешной звезды» бьются десять команд КВН под руководством приглашённых десяти знаменитостей. Взнос каждой – 2 млн рублей, победитель получит 20 миллионов, которые отдаст на благотворительность. Если деньги получат госпитали СВО, то это единственное, что примирит шоу с военным временем.
«Смешными» захотели быть в первом выпуске отлично для своих лет (54!) выглядящий Дмитрий Маликов, рэпер с крайне сомнительной репутацией Джиган (Денис Устименко-Вейнштейн), «зашедший не в ту дверь» Филипп Киркоров, телеведущая Лера Кудрявцева и Денис Дорохов – единственный, кто был в первом выпуске очень на месте. Дорохов похож чем-то на Ролана Быкова и Тимофея Трибунцева. Жизнь покажет, на что способен этот стремительно набирающий популярность комик.
Что касается кавээнщиков, выступавших вместе со «звёздами», то понравилась красноярская команда, которая вышла с Джиганом, и это был удивительный контраст: рядом с остроумными, артистичными, жёсткими сибиряками во главе с Михаилом Стогниенко рэпер смотрелся неумным, убогим, лишним.
Участие Киркорова выглядело намеренно скандальным на фоне сопровождавшей его выход команды дагестанских «борцов» – известно, как на традиционном Кавказе относятся к таким «зайкам», как Филипп Бедросович. Исполнение им песенки из «Карнавальной ночи» про пять минут, которые могут изменить очень много, смотрелось покаянием за «голую вечеринку» и ознаменовало возвращение короля эстрады на трон. Прощён? Но, как мне кажется, его и многих особ, царствовавших в эфире более тридцати лет, вычёркивает из сегодняшней повестки не «голая вечеринка», а сама жизнь. Она изменилась кардинально, ориентация звёзд на ценности Евровидения, идеологию гедонизма, эгоцентризма и, чего греха таить, эксгибиционизма, когда мало петь, а надо ещё и штаны с себя снять, уже не актуальна и неуместна. Вспомним, как бабушка в конце 70-х переиначила стихи Кайсына Кулиева «Дай счастья ей, а значит, дай покоя той женщине, которую люблю» на «Дай счастья мне, дай счастья мне, той женщине, которая поёт». Невинная вроде подмена, но она отчасти объясняет, почему через полвека в жюри сидит автор «Ты целуй меня везде…».
Сатирический потенциал многих кавээнщиков, участвовавших в шоу, позволял беспощадно растоптать любую из звёзд, созданных, между прочим, нашим же развлекательным ТВ. И истинное отношение команд к некоторым чувствовалось. Думаю, появление в качестве приглашённых знаменитостей комедийных артистов Дорохова, Федункив и Мусагалиева вызвано тем, что мегапопулярные звёзды типа Баскова и Шафутинского, почувствовав опасность, отказались от участия в шоу.
«Человечество смеясь расстаётся со своим прошлым», – говорили мудрые. Добавим: «И пошлым».
Во втором выпуске разочаровал Алексей Чумаков, от него ждали пародий на знаменитых коллег, но он ограничился Любовью Успенской. «Русский кубинец» Мигель (Сергей Шестепёров) порадовал исполнением танцев народов СССР. Не знаю почему, но всегда вызывал неприятие Александр Ревва, а тут полуголый пятидесятилетний бонвиван не только демонстрировал свою лучезарную «улыбку анаконды», но и спел свою «Алкоголичку», что было с его стороны совсем уже низко.
Понравилось заключительное выступление, в котором казахская команда КВН «Астана» работала тонко, остроумно, парадоксально, ни на кого не похоже. Они последовательно отвергали якобы навязываемых им «звёзд». Это был Прохор Шаляпин (Андрей Захаренков), прославившийся тем, что регулярно женился на богатых дамах элегантного возраста. Топтали казахи этого «содержанца» в его же присутствии мощно и беспощадно, но жалко его не было. Жалко было Волочкову, с которой они поступили точно так же, она вышла на сцену и опять села на шпагат, как в лужу. Жалко, женщина хоть и непутёвая, но женщина. Надеюсь, Анастасии Юрьевне это послужит уроком и она прекратит в непотребном виде являться перед камерой и засорять своими обнажёнками социальные сети.
В итоге команду казахов возглавил россиянин, этнический казах Азамат Мусагалиев, они лучше всех выступили в роли поганой метлы, по которой давно скучает наша эстрада. То ли ни одна российская команда не отважилась взяться за крайне важное дело расчистки авгиевых конюшен шоу-бизнеса, то ли продюсеры проекта Тимур Вайнштейн и Вячеслав Дусмухаметов целенаправленно пригласили для этих целей именно «потомков Чингисхана». Но кто будет против такого международного сотрудничества, тем более что казахи по-русски говорили лучше некоторых русских «звёзд»?
Шестнадцать лет назад я написал статью о нашем развлекательном ТВ и коммерческом юморе, заголовком для которой стала фраза Александра Солженицына по поводу нашего ТВ: «Некому сказать: «Цыц!» Надеюсь, теперь есть кому. Время пришло!