Сегодня у подножия Парнаса, а завтра на вершине
В «сельце Грешнево» под Ярославлем, как называл Н.А. Некрасов родовое имение своей матери, прошёл областной детский поэтический праздник с тёплым и волнующим названием «О, Волга, колыбель моя!». Авторы идеи и организаторы этого великолепного творческого форума – директор Некрасовского краеведческого музея С.В. Матвеева и её верные помощники из литературно-художественного объединения «Откровение» С.А. Комогорцева, А.А. Ермолин, Н.Н. Родионова, А.Н. Кокина, Е.И. Ржанов и другие. Эти неравнодушные и талантливые люди нашли понимание в администрации муниципального округа, что позволило провести праздник ярко и впечатляюще.
Программа фестиваля, а именно так мне хочется назвать этот литературно-художественный праздник, была обширной и насыщенной, но никого не могла утомить. В Доме культуры в торжественной обстановке прошло открытие выставки декоративно-прикладного искусства «Мастера и подмастерья», а также выставки детского рисунка «Я рисую мир». На площади перед Домом культуры – конкурс рисунка на асфальте. С большим успехом выступал детский фольклорный ансамбль «Каруселька» из Рыбинска.
Но главным событием праздника явилась, конечно, презентация коллективного сборника юных литераторов земли некрасовской. «У подножия Парнаса» – так называется эта замечательная книга, выпущенная Некрасовским районным краеведческим музеем, куда вошли стихотворные и прозаические произведения 35 наиболее одарённых в литературном плане детей от первоклашек до старшеклассников из пос. Некрасовское, Левашовской, Диево-Городищенской, Шебунинской школ, из Бурмакина, из Грешнева и других уголков благословенной Некрасовской земли. В книгу помещены также рисунки детей, участников и победителей художественных конкурсов, которые в изобилии проводятся в Некрасовском.
Мне доверили провести мастер-класс с авторами сборника, т.е. с виновниками торжества. Подведение итогов в номинации «Поэзия» проходило прямо на площади при большом стечении народа. Победу одержал девятилетний Руслан Ашанин из Бурмакинской сельской школы, а второе место – также у девятилетнего Андрея Комарова из Некрасовского. Г.А. Монина, зам. главы администрации района, сказала, что все участники поэтического праздника являются летописцами родного края и заслуживают самых добрых слов и благодарности. Воистину так.
Я неоднократно проводил семинары и мастер-классы с молодыми некрасовскими литераторами, ребята мне хорошо знакомы. Будут ли они в будущем заниматься литературой, не знаю, но уверен в одном: выход в свет этого сборника по итогам конкурса – событие в судьбе каждого автора.
Ещё на прошлогоднем поэтическом семинаре откровенно удивило и порадовало обилие у молодых сочинителей земли Некрасовской качественных, добротных литературных текстов, наличие в них поэзии, художественности, неподдельной любви и искренности. Да и откуда взяться лукавству, сухоязычию, когда вокруг всё глубоко народное, исконно русское, песенное, подлинное. И как тут ни вспомнить тютчевское о поэзии: «Она с небес слетает к нам – / Небесная к земным сынам…»
Конечно, без «романтических затей» в начале творческого пути не обойтись. Да и не стоит этого избегать, тем более – бояться. Путей в страну Поэзия не так уж много, но всегда, по выражению М. Светлова, «входить в неё надо, как мусульманин в мечеть, предварительно сняв обувь». Позволишь себе ловкачество да трюкачество – пиши пропало. Наказание – умолчанием, потерей чувства слова, литературной глухотой или какой другой бедой – последует незамедлительно. И важно своевременно – чем раньше, тем лучше! – научиться (научить!) смотреть и видеть, развивать духовное зрение, отличать красоту от скверны, искусство от псевдоискусства, литературу от антилитературы.
Радостно держать в руках этот альманах. О талантливости авторов говорить, может быть, и рано, а вот о степени одарённости – в самый раз. Если в детской душе родились такие строки:
Когда зима сменяет осень,
Немного грустно от того,
Что ветер с листьями уносит
Частицу лета моего…
значит, услышаны «звуки, которых не слышит никто», как сказал Н. Рубцов. Никто, добавлю, кроме поэта. Я привёл всего одну строфу из стихотворения семиклассницы Даши Гурьевой, хотя оно заслуживает того, чтобы процитировать полностью.
Опасаясь делать какие-то акценты, выделять кого-то или ставить по ранжиру, скажу, что всем без исключения авторам «У подножия Парнаса» уютно и комфортно. С удовольствием читаю произведения учениц Левашовской средней школы – стихи и прозу Зайкиной Юлии и Юлии Парфентьевой, баллады, басни, былины тринадцатилетней Анечки Рыжовой.
Не могу не процитировать ещё одного автора сборника – Елену Зборовскую:
Показалось солнце из-за тучи,
И засияли милые края.
И робкий ручеёк помчался с кручи, –
Как ты прекрасна, Родина моя!
Согласитесь, написать такие строки можно только сердцем. И вообще, ключевыми словами, основными образами почти всех стихотворений и рассказов наших молодых авторов являются «любовь», «родные края», «милая природа», «малая родина», «красота полей и рек» и так далее.
Столь же широко распахнуты души и у других ребят. Щедро и с готовностью делятся своей радостью от соприкосновения с природой Баранова Аня и Кручинина Таня, Аня Михайлова и Катя Кошелева, тонкий юмор демонстрируют в своих стихах Ржанова Даша, Татьяна Полончак из деревни Пески и Павлов Юрий. Шестиклассница Анастасия Мартышкина написала замечательную, оригинальную сказку «Добрый повар» с подзаголовком «Про то, как добро всегда побеждает зло». Вообще говоря, этими словами можно предварить все произведения, помещённые в этом сборнике: так уж они воспитаны, некрасовские сочинители, так видят и понимают мир, так смотрят в будущее.
Очень тронули меня стихи о маме Тани Куркиной из Бурмакинской средней школы, о любви – Дворниковой Анастасии и Петровой Нины, с философской окраской о поэте и поэзии – Лещёвой Юлии, о Великой Отечественной войне – Лавочкиной Алины, о пожарных – Рябихиной Елены и других.
Конечно, в сборнике можно было бы отыскать немало вещей, требующих доработки и определённой правки. Но заниматься этим не считаю нужным, поскольку, исходя из собственного опыта, знаю, что любая публикация учит в конечном итоге больше, чем иные семинары и собеседования. Захочет человек отсидеться «У подножия Парнаса», ему и этой книжки будет достаточно. А если решит подниматься, срываясь и вновь набирая высоту, этот сборник послужит ему немалым уроком.
Что касается книги в целом, то присоединяюсь к классику: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
Добавлю лишь, что смелость, свежесть и новизна стихотворных и прозаических вещей в сборнике весьма успешно компенсируют недостаток литературного мастерства и опыта. Последнее, как известно, дело наживное, а вот если нет творческого куража и свежего поэтического взгляда, надо заниматься чем угодно, но не писательством. Несомненно одно, все авторы сборника – люди творчески одарённые, ищущие, умеющие удивляться и восхищаться. И нам сказать: смотрите – чудо! И им веришь, поскольку у них сейчас – «целый мир и пара коньков в придачу».
Да, огонёк-лампада в душах этих ребят зажжён, и горит без копоти. Но «поручение от Бога» – нелёгкий крест. Об этом тоже нельзя забывать. И пусть не каждый автор этого сборника выберет литературный путь, но каждый будет до конца дней своих знать и помнить, что он – художник. А это ли не благо!
А. Ахматова об одном подающем надежды литераторе однажды сказала: «Ну что ж, голос прорезался, теперь дело за судьбой».
Счастливой вам судьбы, художники земли Некрасовской!