Советник президента Сергей Глазьев предложил комплексную программу «К устойчивому росту через справедливый мировой экономический порядок». Проект впервые за последние примерно тридцать лет предполагает ощутимое воздействие государства на экономические процессы, отказ от неолиберальных мифов и спекуляций по поводу децентрализованной рыночной экономики.
Один из ключевых факторов, весьма опасных для российской экономики, – не обеспеченный товарным наполнением выпуск денег США и Евросоюзом. Это утверждение вызвало чрезвычайно резкую реакцию Анатолия Чубайса, который фактически отрицает целенаправленность такой политики западных финансистов.
Каков же механизм денежной эмиссии в США, каковы её последствия для мировой экономики?
Об этом наш разговор
с доктором юридических наук,
в прошлом одним из руководителей
Генпрокуратуры, МВД и Минюста РФ
Владимиром КОЛЕСНИКОВЫМ.
– Каковы, по вашему мнению, причины сегодняшнего мирового финансово-экономического кризиса?
– Истоки нынешнего кризиса лежат ещё в 1970-х годах. Когда американцы отказались обменивать доллар соответственно золотому содержанию. Деньги освободили от государственного контроля, и мировая финансовая система начала постепенно функционировать не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и повышения уровня жизни людей, а в интересах увеличения могущества мировой финансовой олигархии и укрепления позиций стран так называемого «золотого миллиарда». К этим странам принято относить государства Северной Америки, Западной Европы и некоторых других стратегических партнёров Запада.
До кризиса на долю финансов, обслуживающих реальный сектор мировой экономики, приходилось не более 10–12 процентов от общего оборота мировых финансовых ресурсов. Весь остальной денежный капитал находился в свободном плавании, не имея реального материального наполнения. Это был спекулятивный рынок, где деньги делали деньги, не подкреплённые реальным товаром.
Мировая финансовая олигархия просчитывает всё очень точно: в странах, где начинает подниматься национальная валюта, путём определённых манипуляций сжимается денежная масса, в результате чего реальному сектору экономики перестаёт хватать оборотных средств, он начинает задыхаться, и доллар, как привычное оборотное средство, вновь становится востребованным. Естественно, под соответствующий процент – под так называемую ставку рефинансирования. Страна попадает в кабалу.
Что особенно интересно – с того момента, как американцы отказались обменивать доллар соответственно золотому содержанию («включили» печатный станок), он вообще превратился в простую бумагу. На чём делает деньги резервная система США? На разнице между номиналом купюры и затратой на её производство. Допустим, себестоимость 100-долларовой купюры – 10 центов, значит, чистая прибыль от неё составит 99 долларов 90 центов. Ни наркобаронам, ни торговцам оружием и не снилась такая прибыль. 48 лет за разноцветные американские бумажки люди всего мира отдают золото, нефть, газ, лес и т.д.
Сконцентрировав в своих руках мощнейшие рычаги финансово-экономического и общественно-политического влияния, мировая финансовая олигархия (персонифицированная, в частности, в транснациональных компаниях), по существу, стала представлять собой наднациональный центр глобального управления. Он и повёл мир по пути реализации тупиковой модели глобализации в интересах «золотого миллиарда», сверхпотребление которого базировалось на относительном и абсолютном обнищании большей части населения Земли.
– Как это сказалось на суверенитете государств мира?
– Он стал размываться. Происходит ограничение суверенитета независимых государств. И даже прямая агрессия против них. Возьмите Ирак, Ливию, Сирию… И в то же время транснациональные компании, присваивая себе функции, изначально свойственные государству, приобретали всё более зримые черты суверенности, до этого момента присущие только исторически сложившимся национальным государствам. И зазвучали с различных международных трибун тезисы об «упадке государства», а в политический лексикон вошли такие термины, как «ограниченный суверенитет», «гуманитарная интервенция», «верховенство прав человека над правами государств», «общечеловеческие ценности» и т.д.
Между тем, внимательный наблюдатель мог бы сделать вывод, что родившаяся в результате экономического кризиса система могла развиваться только за счёт создания всё новых и новых кризисов. Без них система теряла стабильность. Более того, каждый новый кризис выводил систему на новый виток власти. То же происходит и сейчас. Только в настоящее время сделана самая высокая ставка – речь идёт уже о глобальной власти над всеми странами. И как вы думаете, кто сейчас является главным препятствием для глобалистов на пути установления нового мирового порядка в интересах «золотого миллиарда»?
– Россия?
– Да, наша страна. Благодаря своему разностороннему потенциалу и геополитическому положению Россия занимает особое место в планах архитекторов нового мироустройства. Ей отводится, с одной стороны, роль важного сырьевого и технологического придатка Запада, призванного обеспечивать благоденствие «золотого миллиарда», а с другой – роль военно-полицейской силы на территории Евразии для защиты этих интересов.
Стратегическая линия России на формирование многополярного мира, отвечающего нашим национальным интересам, равно как и интересам подавляющего большинства человечества, объективно идёт вразрез с планами глобального мироустройства по-американски. И чем решительнее наша страна отстаивала свои позиции на международной арене, тем больше обострялись российско-американские противоречия. Вспомним знаменитую речь Путина в Мюнхене. Надо помнить, что Запад никогда не воспринимал Россию как равного стратегического партнёра. Влиятельные финансовые круги в Европе ещё задолго до появления Федеральной резервной системы США старались ослабить позиции нашей страны, как в экономическом, так и в политическом плане.
– Была целая череда кризисов, которые завершились вполне успешно для олигархической «системы». Почему вы думаете, что на этот раз у неё ничего не получится и результаты будут другими?
– Главное – поставить диагноз. А он российским президентом, правительством поставлен: причина кризиса – глобалистские устремления мировой финансовой олигархии и спекулятивная политика Федерального резервного фонда США. Определив точно причину болезни, можно переходить к её лечению – комплексными антикризисными мерами и новой экономической политикой, ориентированной на реальный сектор экономики. Антикризисные меры известны: развитие реального сектора экономики, переход от сырьевой ориентации экономики к технологической, поддержка отечественного предпринимателя, построение социально ориентированного государства.
Что касается международных дел, Россия готова сотрудничать со всеми странами, но только на взаимовыгодных условиях. В частности, мы – за инвестиции, но ещё и против кредитов. Многие путают эти понятия, хотя они кардинально отличаются друг от друга. Инвестиции – это вкладывание своего капитала в промышленность, в производство. Тут – риск, долгосрочная перспектива. А кредит – это ростовщичество.
Мы должны отказаться от ростовщической экономики не только вовне, но и внутри страны. «Кредитная» банковская система России должна быть перестроена на реальный сектор экономики. Должна быть пересмотрена и тарифная политика по всей стране, которую отечественные предприниматели и простые люди называют грабительской. Надо, в конце концов, разобраться, какая реальная себестоимость 1 киловатта электроэнергии, 1 барреля нефти, 1 кубометра воды. Разобраться и установить на них экономически обоснованные, а не спекулятивные цены.
– А здесь вы уже затрагиваете интересы российской финансовой олигархии...
– Я всегда в таких случаях привожу в пример величайшего государственного деятеля всех времён – Чингисхана, создавшего огромную по своему военному и экономическому могуществу империю. А как это у него получилось? За счёт «десятины» – с каждой деньги он брал десятую часть, а остальные девять оставлял их владельцу, чтобы тот пускал их «в рост». Так должны поступать и мы: не душить отечественную экономику и население непомерными налогами и тарифами, а поддерживать всеми средствами. Только так мы сможем выйти из кризиса с наименьшими потерями.
– Но ведь олигархи будут сопротивляться?
– А вы как хотите? Конечно, будет. Но время олигархов безвозвратно ушло.
– А как мог вообще случиться такой поворот событий?
– Есть объективные законы истории, сначала маятник истории качнёт в одну сторону, но затем он обязательно пойдёт обратно. Народ нельзя обмануть. Нас с вами можно, народ – нет. Его можно ввести в заблуждение – на короткое время, но потом он всё равно разберётся, на чьей стороне правда. Так сначала все пошли за Горбачёвым, но потом, когда его занесло не туда, народ от Горбачёва отвернулся. Так было и с Ельциным.
– Вы считаете, сейчас у России в мире много врагов?
– Врагов внутренних у России нет. Есть интересы. Я не хотел бы и иностранных противников российского курса на возрождение нашего государства называть внешними врагами – там тоже присутствуют свои интересы. А глобальные интересы, как вы понимаете, отстаивают всеми доступными средствами, в том числе и незаконными, преступными.
И за примерами далеко ходить не надо. Они сегодня у нас на глазах.
– Что будет, если накопленные Россией финансовые резервы закончатся раньше, чем кончится кризис? Успеем ли мы к этому времени выстроить антикризисные механизмы?
– Должны успеть. Для антикризисных мер, которые сейчас начали предприниматься, времени достаточно.