Легендарная фраза «Кадры решают всё!» и сейчас не потеряла своей актуальности. Специалисты высокого класса всегда нарасхват. Основной кузницей кадров для Подмосковья является Московский государственный областной университет (МГОУ). Этот вуз – почти ровесник Московской области, он занимает достойное место в ряду высших учебных заведений страны. В его стенах готовят учителей для средних общеобразовательных учебных заведений, филологов, переводчиков, юристов, специалистов в области государственного и муниципального управления, а также культуры и искусства. Сегодня у нас в гостях ректор МГОУ Владимир ПАСЕЧНИК.
Владимир Васильевич Пасечник – профессор, доктор педагогических наук, член президиума и академик-секретарь отделения биологии и географии Международной академии наук педагогического образования, действительный член (академик) Международной педагогической академии. Автор более ста научных работ, в том числе программ по биологии и экологии, рекомендованных министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений России, методических пособий и пяти учебников, одобренных Федеральным экспертным советом и рекомендованных министерством образования для школ России. Отличник просвещения СССР, лауреат премии губернатора Московской области 2002 года, награждён почётными грамотами министерства просвещения СССР и министерства образования РФ. Возглавил МГОУ 4 года назад.
Московский государственный областной университет известен в стране как один из центров науки и образования. За 75 лет своего существования (он был основан в 1931 году) подготовил более 120 тысяч выпускников, которые работают учителями, руководителями управленческих структур, в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального собрания РФ, в Администрации президента РФ, в органах безопасности страны, в творческих и научных организациях Подмосковья и России.
В университете сложились и успешно функционируют 29 научных школ, известных в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Сегодня в его стенах работают 14 заслуженных деятелей науки РФ, 10 академиков и членов-корреспондентов Российской академии образования, а также 93 академика различных российских и международных академий, 184 доктора наук, свыше 400 кандидатов, 30 преподавателей являются обладателями различных почётных званий РФ. В профессорско-преподавательском составе – 11 лауреатов Государственной премии СССР, России и правительства РФ, 19 членов Союза художников РФ. Среди преподавателей и студентов – шесть мастеров международного класса, 38 мастеров спорта, чемпионы Европы и России.
Учёным МГОУ принадлежит два научных открытия, 31 патент и 156 авторских свидетельств на изобретение.
Университет гордится своими именитыми выпускниками, которым присущ высокий профессионализм. Среди них – первая советская олимпийская чемпионка Н. Пономарёва-Ромашкова, олимпийские чемпионы В. Муратов, В. Кердемелиди, А. Рагулин, А. Якушев, министр образования правительства Московской области Л. Антонова, поэты Ю. Энтин и В. Вишневский, писатель, главный редактор «Литературной газеты» Ю. Поляков и многие другие.
За заслуги в подготовке педагогических кадров университет по праву награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Сейчас МГОУ – это 4 института, 16 факультетов, 81 кафедра, более 11 тысяч студентов.
– Владимир Васильевич, ваш университет имеет богатейшие традиции, в прошлом году он отпраздновал 75-летие. Сейчас это ведущее высшее учебное заведение Московской области, готовит специалистов самого разного профиля для нашего региона, формирует культурную среду Подмосковья. Ведь без образования нет культуры…
– Вы абсолютно правы. Исторически наше учебное заведение было создано для подготовки учительских кадров для Московской области. Наших выпускников можно встретить в каждом районе Подмосковья, где они обучают и воспитывают юное поколение, в том числе приобщая их к культуре и традициям нашего народа, нашим истокам. А пять лет назад мы стали классическим университетом. Помимо педагогических кадров готовим теперь и других специалистов. В частности, сейчас очень активно ведётся подготовка психологов, социальных работников, социальных педагогов, логопедов. Это те направления, которые очень важны для нашего региона. Получают дальнейшее развитие и такие направления, как коррекционная педагогика, социальная психология. В последние годы у нас появилось много новых специальностей. Активно развиваются факультеты, связанные с экономикой, юриспруденцией. Некоторые факультеты и отделения открыты совсем недавно, в других только-только прошли первые выпуски. А если говорить о непосредственной связи с культурой и традициями, то у нас есть факультет изобразительного искусства и народных ремёсел с несколькими отделениями, которые готовят не только учителей изобразительного искусства, но и художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Стараясь сохранить и возродить те многолетние, исторически сложившиеся, традиционные для нашей губернии народные промыслы и ремёсла, мы в 1991 году открыли на этом факультете декоративно-прикладное отделение. Наш университет изначально был областным вузом. А что такое Подмосковье? Гжель, Федоскино, Жостово, Богородское, Хотьково, Сергиев Посад… В начале XX века под Москвой насчитывалось более 60 видов художественных ремёсел, половина из них сегодня утрачена. Поэтому те задачи, которые стоят перед отделением, весьма актуальны. Примечательно, что и сам факультет расположен в Подмосковье – в Перловке, недалеко от культурных центров России – Абрамцева, Федоскина, Жостова, Троице-Сергиевой лавры. У нас создано свыше 20 творческих мастерских. И они работают по направлениям традиционных народных промыслов, которыми так славится подмосковная земля. Мы поддерживаем тесные связи с художественными училищами, именно оттуда к нам в основном поступает талантливая молодёжь. Мастерскими руководят известные художники и народные мастера России, в том числе народный художник России С.М. Харламов, заслуженные художники России Н.П. Митрофанов, Е.Г. Захаров, Е.В. Ромашко и другие. Украшением факультета является мастерская народного костюма, которую возглавляет кандидат педагогических наук, доцент М.В. Галкина, в прошлом студентка и дипломница известного модельера Вячеслава Зайцева. У нас есть даже мастерская иконописи. К сожалению, приходится констатировать, что многое, связанное с православной культурой, сейчас утрачено. Но именно она определяла в прошлом не только нравственность, но и художественный вкус человека. Студенты этой мастерской работали над иконостасом для храма во имя Державной иконы Божией матери, что потребовало от них глубокого изучения старинных канонов. Не так давно появилось на факультете ещё одно отделение, готовящее дизайнеров по трём направлениям – графический дизайн, или веб-дизайн, дизайн среды и дизайн костюма. Специальности эти совсем для нас новые, мы ещё не сделали ни одного выпуска, но работаем по программам Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, поэтому надеемся, что подготовим высококлассных специалистов.
Если говорить о таких факультетах, как филологический, где готовят учителей русского языка и литературы и филологов, то и здесь прослеживается тесная связь с культурой, особенно с народными истоками. В частности, на этом факультете уже много лет существует фольклорный ансамбль «Виноградье», который ежегодно выезжает в фольклорные экспедиции и по Подмосковью, и по разным регионам России. Он был создан более сорока лет назад преподавателем кафедры русской литературы Анной Михайловной Новиковой. Сейчас им руководит заведующая кафедрой славянской филологии, доктор наук, профессор Клавдия Анатольевна Войлова. Направления работы ансамбля определяет программа Центра славянских языков и славянских культур, куда входит ансамбль «Виноградье». У этого коллектива есть большая программа, артисты часто выступают и перед студентами, и выезжают с концертами в различные районы Московской области.
– Основная часть ваших студентов – жители Подмосковья. Возвращаются ли выпускники в регион?
– Вопрос не простой. Действительно, 80 процентов наших студентов из Подмосковья. У нас также обучаются ребята из Москвы, других регионов России, есть студенты из-за рубежа, но их совсем немного. Трудоустройство напрямую зависит от специальности. Если говорить об учительских специальностях, то по окончании университета примерно 60-70 процентов распределяются в подмосковные школы и начинают работать. Учителя всегда востребованы. Но, к сожалению, по нашим данным, через 3 года остаётся примерно 10 процентов молодых специалистов, остальные уходят из школ. Причин тому много, одна из основных – невысокая зарплата. Хотя в последние годы в Московской области многое сделано для того, чтобы повысить престиж учительской профессии. Но, видимо, хорошая подготовка, которую они получают в нашем университете, даёт им возможность найти работу с более высокой зарплатой. Другая проблема – молодые специалисты не обеспечиваются жильём. Именно из-за этого часть выпускников через два-три года и даже раньше уходят из школы и находят себе другие виды занятий.
Если говорить о выпускниках таких факультетов, как юридический и экономический, то они находят себе работу в различных фирмах, многие уже начинают работать во время учёбы. Проходя практику, они хорошо себя зарекомендовывают, и их сразу же приглашают на работу.
По нашим данным, ни один выпускник нашего вуза не стоит на бирже труда. Они всегда сами находят работу, что, несомненно, подтверждает достаточно высокий уровень подготовки.
– У вашего университета довольно тесные связи с подмосковными школами.
– Не просто связи, у нас созданы несколько региональных центров. В том числе центр русского языка, где ведётся большая работа с одарёнными ребятами, победителями олимпиад. Как раз сейчас проходят очередные учебно-тренировочные сборы, где собираются ребята из различных районов Московской области. С ними занимаются наши преподаватели.
Есть областной центр эстетического воспитания детей, где занимаются не только со школьниками, а в первую очередь с учителями. Здесь оказывается всестороннее содействие педагогам системы дополнительного образования как в педагогической деятельности, так и в художественном творчестве. Проводятся семинары, мастер-классы, даются различные рекомендации для дальнейшей работы со школьниками и детьми в Московской области.
В Детском экологическом центре много внимания уделяется именно работе с учителями. Мы стараемся показать им, как нужно правильно организовать работу по воспитанию у школьников любви к природе, дать им основные экологические знания.
Детско-юношеский центр физической культуры и спорта призван организовать работу с учителями, с теми, кто занимается спортивной работой в Московской области, а также оказывает помощь в проведении различных областных мероприятий – соревнований, олимпиад, спартакиад.
Недавно начал свою деятельность Духовно-просветительский культурный центр имени Кирилла и Мефодия. Его основные задачи – приобщить студентов к ценностям культурно-исторического наследия России. Кроме того, уже четыре года в университете очень активно действует отдел по работе с молодёжью, который старается вовлечь студентов в активную общественную жизнь. А уже студенты во время педагогических практик и во время работы в лагерях могут осуществить всё то, чему они научились в университете.
– Кстати, о практике. Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране в последние годы, сильно сказались и на учебном процессе. Во многих вузах утрачена связь с предприятиями и организациями, и студенты фактически не имеют возможности применить свои знания на практике во время учёбы. А как обстоят дела в вашем университете?
– Нет, у нас ничего не изменилось. В университете уже давно сложилась определённая культура работы со студентами, существуют свои традиции. У нас всегда уделялось большое внимание практике во время обучения учительским специальностям. И, несмотря на все те изменения, которые произошли, общее время, положенное на практику, не сокращалось. У нас заключены договоры со школами. На протяжении многих лет они являются нашими базами. Это лучшие школы Московской области, столицы, где наши студенты проходят практику. Они не только дают уроки, но и проводят различные внеклассные мероприятия, ходят с ребятами на экскурсии.
Юридический факультет тоже очень серьёзно относится к этому вопросу. Заключаются договоры не только с различными фирмами, наши студенты проходят практику в Совете Федерации, в областных организациях, связанных с юриспруденцией, в городском суде Москвы.
– Университет славится своими международными контактами. Выезжают ли студенты на практику за рубеж?
– Структурным подразделением МГОУ является институт лингвистики и межкультурной коммуникации с тремя факультетами. Мы готовим учителей иностранных языков, лингвистов и переводчиков, которым крайне важно иметь практику разговорной речи, а получить её можно только в непосредственном общении с носителями языка. У университета хорошие связи с рядом вузов Германии, Англии, Бургундским университетом Франции, Карловым университетом Праги. Ещё с советских времён проводятся регулярные обмены студентами педагогического факультета Карлова университета и факультета русской филологии МГОУ. Также ежегодно организуется поездка-стажировка в гимназию г. Вельцхайм (Германия) студентов, аспирантов и преподавателей кафедры германской филологии. Многие студенты во время летних каникул выезжают в оздоровительные лагеря США для работы в качестве воспитателей. На кафедрах работают лингвисты из Германии, Франции, США, а учёные МГОУ читают лекции в Германии, Франции, Голландии, Австрии, Польше, Мексике, Китае и других странах.
Уже третий год у нас работает по обмену преподаватель из Бургундского университета, есть преподаватель из США. Совсем недавно, когда проходили Дни Китая в России, мы подписали договор с Уханьским университетом о сотрудничестве. Сейчас ведутся переговоры об открытии на базе нашего университета института Конфуция. И это не случайно. Студенты МГОУ изучают не только английский, французский, немецкий языки, но также и китайский, греческий, испанский и дополнительно – японский. Институт Конфуция станет культурным китайским центром на базе МГОУ. В первую очередь будет вестись обучение китайскому языку, а во-вторых, студенты, аспиранты, преподаватели, я думаю, не только нашего вуза смогут более подробно познакомиться с культурой и традициями этой страны. Предусматривается, естественно, и обмен студентами. Работу центра будет финансировать китайская сторона. Если всё сложится, то уже со следующего учебного года он начнёт действовать. Сейчас планируются первые поездки наших студентов в Китай, мы ждём делегацию китайских коллег.
Только что от нас уехала большая делегация преподавателей из Германии, они читали у нас лекции по юриспруденции, психологии. Налаживаем связи с Потсдамом, заключаем соглашение по социальной работе. Я думаю, это будет интересное новое направление. Немецкая сторона заинтересовалась особенностями подготовки наших специалистов, нам тоже есть чему поучиться у немецких коллег.
– Как говорится, «от сессии до сессии живут студенты весело». А как на самом деле живут студенты МГОУ? Все ли нуждающиеся обеспечиваются комнатами в общежитии и вовремя получают стипендии на бюджетных отделениях?
– С каждым годом нам становится всё труднее обеспечивать нуждающихся в общежитии. Многие наши студенты живут в самых отдалённых районах Московской области, и поэтому возрастает потребность в дополнительных местах в общежитиях. Стараемся обеспечить тех, кто действительно очень далеко живёт, кому приходится тратить на дорогу по три с лишним часа в один конец. Планируем обратиться к губернатору Московской области Борису Громову с этой проблемой. К сожалению, у университета средств построить новое общежитие недостаточно. На сегодняшний день это один из самых серьёзных вопросов, связанных с процессом обучения. Дальняя дорога сказывается на качестве учебного процесса.
Стипендии наши студенты получают такие же, как и во всех государственных вузах, и вовремя. Но только те, кто сдаёт сессию на «четыре» и «пять». Кроме того, за счёт стипендиального фонда мы поощряем студентов, которые учатся на «отлично». Повышенная стипендия бывает до 1500 рублей. Среди наших студентов есть стипендиаты президента РФ, губернатора Московской области и муниципальных образований.
– Какие факультеты пользуются наибольшим спросом у абитуриентов?
– По-прежнему юридический, экономический. В этом году конкурс был до 5 человек на место. Много желающих поступать в институт лингвистики, особенно на факультеты, которые готовят переводчиков. Здесь конкурс бывает даже среди договорников. Третий год подряд пользуется большой популярностью такая специальность, как психология. Это то, что наиболее востребовано сейчас в нашем обществе. В среднем конкурс на разные специальности от 4-5 до 10 человек на место. К сожалению, на факультеты естественных специальностей – математика, физика, химия, биология – конкурс низкий, особенно на учительские профессии. Что интересно, на специальность биоэколога – конкурс есть, на учителя биологии – нет. Это в ближайшем времени может отразиться на подмосковных школах. Учителей-предметников будет не хватать. Решить эту проблему можно, если действительно профессия станет престижной. Наши же абитуриенты стали прагматиками. Они заранее продумывают, что будут делать после окончания МГОУ. Пока не изменится ситуация в области образования, серьёзных подвижек не произойдёт. Этот вопрос мы обсуждали недавно с министром образования правительства Московской области Лидией Антоновой. Будем вместе искать новые формы профориентационной работы с выпускниками школ Московской области. Это должно оказать своё воздействие. К тому же, в некоторых районах и городах Подмосковья начали выделять квартиры для учителей. Надеемся, это даст какой-то эффект. Надо говорить и о целевом направлении, о закреплении кадров из районов. Особенно это актуально сейчас, когда средний возраст учителей близок к пенсионному. Об этом надо думать, должна быть смена поколений, и проходить она должна плавно.
Беседу вела
Фото автора
На фото: Владимир Пасечник и главное здание университета на улице Радио в Москве