Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Время в лицах

01 января 2007

ВЫСТАВКА

Евгений ИВАНОВДанью уважения советскому солдату-победителю стала персональная выставка работ новосибирского фотографа Евгения Иванова, прошедшая в резиденции директора Культурного форума посольства Австрии.

Куратору и организатору выставки, Симону Мразу, видимо, было непросто набрать из работ, посвящённых ветеранам, полсотни с лишком для демонстрации. Квартирный формат не позволил представить в полном объёме «Панорамы частной жизни ветеранов Великой Отечественной войны». Поэтому ряд бытовых интерьеров перемежался героическими портретами. У Иванова есть что выбрать, а сам он относится к тому редкому типу художников, к чьему наследию не отнесёшься как к горной породе, нуждающейся в кураторском «обогащении». Из Иванова ничего не нужно «лепить», никакой проект не требует насилия над материалом. Естественно, он создаёт «полное собрание сочинений», но миру являет лишь «избранное», определяет которое сам. И в этом его вкус никогда не подводит. Что же касается «ветеранской» серии, то там – что ни возьми – всё духоподъёмно. Будь то пронизанная светом неброская внешне жизнь стариков, победивших в войне, будь то их суровые лица, словно высеченные из камня.

Фотосерии Иванова не раз становились призёрами фотоконкурсов. Он побеждал на Сибирском фотосалоне, на международной фотобьеннале в Сургуте; на конкурсе «Пресс-фото России» он брал первое место в номинации «Люди – фотопроект» за ряд снимков «Мой друг – уличный музыкант». Но фотографии ветеранов – это победа вне номинаций. Не на соревнованиях светописцев – в жизни.

Что же такого в «победном» проекте Иванова, что заставляет нас замирать перед ликами стариков, не раз виденных нами на русских улицах? Это время, морщинами отразившееся на народном лице, покрывшее трещинами не только его, но и самую нашу душу.

Мы на сломе эпох. С одной стороны, подпирает великое прошлое. Аскетичное и жертвенное. С другой – нежно душит сегодня, выдуманное специально для себя обществом потребления. Мы зажаты между. Но у нас всегда есть выбор: растительное существование или «широко закрытые» на трудности глаза.

Ремесло фотографии в случае верного выбора становится парадоксальным, ибо, будучи предельным реализмом, оно обязано отобразить романтику прощания с иллюзией, запечатлеть мечту в трагический момент её исчезновения.
Мобилизация всех сил на этот заведомо проигрышный бой – вот доблесть Неизвестного Солдата! Способного сказать миру то, чего тот и слышать не хочет. И докричаться до каждого, разодрать себе горло в кровь и доказать, что истинно лишь то, что вечно, а вечен только повседневный героизм эпох тотальных мобилизаций.

Австрия, присоединённая к Третьему рейху, была нашим противником в прошлой войне. Что никак не помешало атташе по культуре проявить личную инициативу и воздать воистину воинские почести русскому солдату: открытие выставки Иванова проходило под салютные залпы над Красной площадью, и – поверьте – в этот момент в квартире Симона Мраза стихли разговоры и всем в равной степени – и австрийцам, и русским – хотелось вытянуться по стойке смирно.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS