Данью уважения советскому солдату-победителю стала персональная выставка работ новосибирского фотографа Евгения Иванова, прошедшая в резиденции директора Культурного форума посольства Австрии.
Куратору и организатору выставки, Симону Мразу, видимо, было непросто набрать из работ, посвящённых ветеранам, полсотни с лишком для демонстрации. Квартирный формат не позволил представить в полном объёме «Панорамы частной жизни ветеранов Великой Отечественной войны». Поэтому ряд бытовых интерьеров перемежался героическими портретами. У Иванова есть что выбрать, а сам он относится к тому редкому типу художников, к чьему наследию не отнесёшься как к горной породе, нуждающейся в кураторском «обогащении». Из Иванова ничего не нужно «лепить», никакой проект не требует насилия над материалом. Естественно, он создаёт «полное собрание сочинений», но миру являет лишь «избранное», определяет которое сам. И в этом его вкус никогда не подводит. Что же касается «ветеранской» серии, то там – что ни возьми – всё духоподъёмно. Будь то пронизанная светом неброская внешне жизнь стариков, победивших в войне, будь то их суровые лица, словно высеченные из камня.
Фотосерии Иванова не раз становились призёрами фотоконкурсов. Он побеждал на Сибирском фотосалоне, на международной фотобьеннале в Сургуте; на конкурсе «Пресс-фото России» он брал первое место в номинации «Люди – фотопроект» за ряд снимков «Мой друг – уличный музыкант». Но фотографии ветеранов – это победа вне номинаций. Не на соревнованиях светописцев – в жизни.
Что же такого в «победном» проекте Иванова, что заставляет нас замирать перед ликами стариков, не раз виденных нами на русских улицах? Это время, морщинами отразившееся на народном лице, покрывшее трещинами не только его, но и самую нашу душу.
Мы на сломе эпох. С одной стороны, подпирает великое прошлое. Аскетичное и жертвенное. С другой – нежно душит сегодня, выдуманное специально для себя обществом потребления. Мы зажаты между. Но у нас всегда есть выбор: растительное существование или «широко закрытые» на трудности глаза.
Ремесло фотографии в случае верного выбора становится парадоксальным, ибо, будучи предельным реализмом, оно обязано отобразить романтику прощания с иллюзией, запечатлеть мечту в трагический момент её исчезновения.
Мобилизация всех сил на этот заведомо проигрышный бой – вот доблесть Неизвестного Солдата! Способного сказать миру то, чего тот и слышать не хочет. И докричаться до каждого, разодрать себе горло в кровь и доказать, что истинно лишь то, что вечно, а вечен только повседневный героизм эпох тотальных мобилизаций.
Австрия, присоединённая к Третьему рейху, была нашим противником в прошлой войне. Что никак не помешало атташе по культуре проявить личную инициативу и воздать воистину воинские почести русскому солдату: открытие выставки Иванова проходило под салютные залпы над Красной площадью, и – поверьте – в этот момент в квартире Симона Мраза стихли разговоры и всем в равной степени – и австрийцам, и русским – хотелось вытянуться по стойке смирно.