Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2020 г.
  4. № 38 (6753) (23.09.2020)
Телеведение

Время вспять

На экранах России антироссийская вампука Кристофера Нолана «Довод»

23 сентября 2020
Режиссёр Кристофер Нолан (слева) и актёр Джон Дэвид Вашингтон на съёмочной площадке фильма «Довод»

Более ста лет тому назад один из пионеров кинематографа, Жорж Мельес, начал работать в новом направлении, закладывая основы того, что много позже назовут «спецэффектами». Мельес привнёс в кино особое волшебство, будучи страстным поклонником искусства магического трюка, он соединил его с процессом производства фильма, внедрив волшебные иллюзии в движущиеся картинки кинематографа, сделав удивительное – фантастическим. Стоп-кадр, двойная экспозиция и прочие первые кинотрюки стали прародителями современных цифровых высоких технологий кино.

Вот человек бежит задом наперёд. Взрыв стягивается к его эпицентру. Пули залетают в дуло пистолета. Кино вековой давности? Нет. Это суперсовременный двухсотмиллионный блокбастер – главная надежда на сборы в мире, запуганном коронавирусом, для киноконцерна «Братья Уорнер».

Кристофер Нолан в «Доводе» возвращается к истокам кинотрюка, доведя самые простые и давние приёмы Мельеса до абсолютного совершенства. Он играет со временем в пятнашки, проигрывая одну и ту же сцену сначала в одном направлении, затем в другом, заставляя удивиться давно забытым фокусам из далёкого прошлого. Он мастерски работает с картинкой, используя в основном инверсию движения и ограниченное количество пиротехники, он совершает чудеса со звуком, опять же умело прибегая к инверсии, он использует настоящих статистов и настоящий самолёт вместо CGI. Последнее вообще очень характерно для «Довода». Компьютерная графика, сегодня прописавшаяся в каждом кадре высокобюджетного трюкового кино, используется лишь в случае крайней необходимости. Нолан пускает время вспять не только в кадре, но и в технологии кинопроизводства, отказавшись даже от модного 3D и выпустив для IMAX плоский фильм.

Ещё до выхода на экраны «Довод» активно сравнивали с «Началом», однако он куда ближе к другому нолановскому фильму – «Престиж», о соперничающих иллюзионистах. Но если «Престиж» рассказывает о фокусах, то «Довод» сам по себе является фокусом. Фильмом-иллюзией, хитрым трюком, где ловкая игра света, тени и движения заставляет поверить зрителя в нереальное. Зритель, пресыщенный аляповатым аттракционом супергероического кино, не ожидает, что ему покажут простой и лаконичный финт, с роскошнейшей метафорой, когда Нолан помещает героев в цилиндр фантастической машины и вынимает изменёнными, словно в классическом трюке с пропадающим кроликом. Что скрывается за фокусом? Лаконичная, крепкая хронофантастика, благодаря хитрости иллюзиониста кажущаяся куда более сложной, чем она есть на самом деле.

Но к ложке дёгтя. Даже половнику или, возможно, ушату. Русские – опять злодеи. Даже худшие, чем обычно: на этот раз главный гад не просто жадный негодяй или чудаковатый безумец, какими, как правило, изображают русских злодеев. Андрей Сатор – абсолютное воплощение зла: предельно эгоистичный, зацикленный исключительно на себе и только на себе. Его жена, сын, окружающие люди, весь мир существуют только для того, чтобы он владел ими. Помешательство на власти и контроле у Сатора абсолютное, даже иррациональное, а его садизм – основной инструмент для того, чтобы навязать миру свою волю. Жестоко и беспощадно.

Да, Кеннет Брана играет бесподобно, он самый убедительный персонаж во всём фильме, даже отдавая должное Джону Дэвиду Вашингтону и Роберту Паттинсону. Но почему опять такой выраженный акцент на образе русского как врага всего человечества? Почему в XXI веке оказывается допустимым подобное расчеловечивание по национальному признаку? Ведь каждый русский в «Доводе» звероподобен и вызывает только одно чувство: эй, добрые люди, пристрелите его поскорее! При всей голливудской борьбе за права цветных, сексуальных меньшинств, женщин и животных по какой причине русские оказываются за пределами этих гуманистических инициатив? Время пошло вспять, как в одном из трюков, – для всех оно движется вперёд и только для нас в обратную сторону, во времена этических норм кинематографа Третьего рейха, когда снимали фильмы вроде картины «Еврей Зюсс».

Я полагал, подобное в прошлом.

Николай Трябин 

Тэги: Премьера Николай Трябин Кристофер Нолан Довод
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS