Время бежит стремительно. Для человека, для истории, для города. Все находятся в его потоке. Когда оглядываюсь назад, каждый раз удивляюсь переменам. В советском прошлом строили по советским принципам с мощным налётом коммунистической идеологии, порой без сожаления сносили исторические памятники, большинство из которых пришлось на церковные сооружения. Сегодня строим по другим принципам и эти памятники воссоздаём. Реставрируем заброшенные и обветшалые, а также создаём новые.
Воссоздание утраченных памятников – не дань моде. Это удивительный запрос времени и общества на объединение прошлого, настоящего и будущего. Духовная потребность видеть богатую историю города перед глазами, иметь возможность показать её гостям. Стремление вернуть городу его былую красоту. Создавать новое, но не забывать о своих истоках. Это, пожалуй, главный градостроительный принцип и комплексный подход.
Мы смогли восстановить в центре десятки старинных зданий, особняков, бывших доходных домов. И реализовать ещё много новых больших и малых проектов. Открылось новое здание Третьяковской галереи. Мы довели до открытия Дарвиновский музей, который при советской власти сооружался несколько десятилетий. Были восстановлены храмы Большое Вознесение, Малое Вознесение. Восстановили колокольню церкви, где венчался Пушкин. Её построили на основе неосуществлённого проекта Фёдора Михайловича Шестакова.
Были такие проекты, к идее которых возвращались раз за разом. До самого победного конца. До того как я стал московским строителем на Поклонной горе, в 1958 году, установили закладной камень с надписью: «Здесь будет построен памятник победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Сама идея создать мемориальный комплекс возникла ещё в годы Отечественной войны. Архитекторы разрабатывали конкурсные проекты, но Сталин их не поддержал. Так и замерло дело, пока через десять лет не начало потихоньку двигаться по просьбе маршала Георгия Жукова.
Двигалось дело настолько потихоньку, что вспомнили о памятнике только тридцать лет спустя. После смерти Леонида Ильича преемники обратились к скульптору Николаю Томскому и архитектору Анатолию Полянскому. Те предложили возвести реалистичную 72-метровую скульптуру из красного гранита. Красноармейцы держат пробитое пулями Знамя Победы с профилем Ленина, осеняющее Народ-победитель. Начали искать по всей стране пресловутый красный гранит.
Вышел бы не столько памятник Победы, сколько ещё один монумент вождю. Возник конфликт, довольно острый, между общественностью и городской властью. Вмешался Ельцин. Борис Николаевич распорядился прекратить строительство и спорного памятника Победы, и бесспорного музея Великой Отечественной войны.
Время красного знамени к тому моменту почти закончилось. Москва и москвичи искали новый путь существования в изменившемся мире, с населяющими его растерянными людьми. Хотелось иметь точку опоры, какой-то духовный якорь, которым памятник мог стать. Вот почему Юрий Михайлович Лужков в преддверии полувекового юбилея Победы решил отдать долг защитникам Москвы, освободителям Европы.
27 марта 1993 года на листке из блокнота в мастерской художника Зураба Церетели Лужков нарисовал обелиск в форме солдатского штыка. Эту новую концепцию реализовал выдающийся монументалист. Он предложил установить на вершине горы фигуру Георгия Победоносца, олицетворяющего силы Добра, побеждающие силы Зла. И обелиск высотой 141, 8 метра – по числу дней войны.
Мы вернулись на Поклонную гору лишь в 1993 году. После перестройки, после путча, после тяжёлых лет, которые полностью перевернули наши жизни. Вернулись и завершили музей Отечественной войны, подняли высокий обелиск. Строители и монтажники за два года соорудили точно такой высоты, как и задумано было, бронзовый монумент и построили дворец-музей.
Эскадрилья истребителей пролетела над памятником Победы 9 мая 1995 года. В тот день на Поклонной горе собрались главы государств и правительств, поражённые мемориалом, его масштабами и красотой. Среди приглашённых был и я. Многие тогда увидели не только военный парад, обелиск, музей, храм Георгия Победоносца, но и нечто большее. Мы убедились в том, что выстоит Москва, выстоим и мы.
В XXI веке появились в Белокаменной новые проекты, которые уже стали точками притяжения людей со всего мира: парк Зарядье, строительство и развитие Большого Сити. Стремительное обновление и развитие получили МЦК и ВДНХ. Вторая жизнь дана Большому театру. Уверен, он сможет простоять ещё не одну сотню лет.
Другие города и регионы тоже не отстают. В Подмосковье в парке «Патриот» построен потрясающий по красоте и величию главный храм Военных сил России. В Крыму – уникальный Крымский мост. Во Владивостоке – Русский мост. В Амурской области – космодром Восточный. Иннополис в Казани.
Выстоит не только Москва, выстоят страна и её народ.
Владимир Ресин, депутат Государственной думы, заслуженный строитель РСФСР