Русский выбор: Очерки национального самосознания. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 416 с. (Pro patria: Историко-политологическая библиотека).
Эта книга собиралась долго. Её составили статьи и очерки, написанные и опубликованные мною за последние 10–12 лет. Посвящены они разнообразным темам и проблемам – и общетеоретическим, и конкретно-историческим. Приведу только некоторые названия, из которых ясно, о чём идёт разговор в самих текстах: «О русском знании», «Мудрость бо велика есть: Русская философия как явление национальной культуры», «В начале было Слово…», «Пояс Пресвятой Богородицы», «Тайна Ивана Грозного», «Уроки Смуты: народ и вера», «Российские Вольтеры», «Русский лад печальности», «Град срединный, град сердечный...»: Москва как духовный центр России», «Крах гуманизма», «Когда истории не будет…», «Зачем на земле существует Россия?»... Нужно сказать, что некоторые статьи, публикуемые в книге, в своё время вызвали достаточно широкий общественный интерес и не раз перепечатывались. Так получилось, к примеру, со статьёй «Когда истории не будет…» Впервые она увидела свет в октябре 2002 г. на страницах «Литературной газеты» под названием «История, которую мы теряем», а позднее сокращённые или же, наоборот, расширенные её варианты, иногда под разными названиями, вышли в «Парламентской газете», в газетах «Завтра», «Российский писатель», «Гудок», в журнале «Наш современник», в «Роман-журнале XXI век», в ряде других региональных и профессиональных изданий. Столь большой интерес к статье объяснялся тем, что в ней обсуждались проблемы исторического образования в нашей стране, а также очень нелицеприятно оценивался готовившийся тогда в недрах Министерства образования образовательный минимум по истории. И надо сказать, статья достигла своего результата. Она влилась в те протестные голоса, которые подняли по всей стране учёные разных специальностей, и в итоге этот пресловутый образовательный минимум так и не был утверждён Государственной Думой в виде общефедерального закона (правда, чуть позже его втихую утвердили приказом министра образования в виде ведомственной инструкции). Так что статья до сих пор остаётся актуальной, особенно в контексте нынешних попыток создать новые учебники по истории. Немалый отклик получили и другие статьи. А на материал «Крах гуманизма», увидевший свет осенью 2001 года и позднее перепечатанный разными журналами и интернет-изданиями, и по сию пору можно найти и восторженные, и сверхкритические, а то и откровенно ругательные реплики. Несмотря на разную тематику и широкий временной размах (от IX в. до нашего времени), все статьи, все очерки так или иначе схожи – по принципам историко-философского и историко-политологического анализа, по своей стилистике, а главное, по основным целям и задачам. Ведь все они оказались своеобразными ступенями лествицы, ведущей в небесный океан русской религиозно-философской и духовно-политической мысли, ступенями, которые приходилось преодолевать мне как исследователю в процессе постижения тайн этого безбрежного океана. А через познание русской мысли открывались и тайны национального мироощущения, миропонимания, национального сознания. Собственно, поэтому книга «Русский выбор» и получила свой подзаголовок – «Очерки национального самосознания». Ибо когда рассматриваешь русскую мысль в ходе её исторического развития, то открываются те её коренные, как ещё говорят, архетипические черты, которые были свойственны миропониманию наших давних и не очень давних предков и которые продолжают оставаться важными для нашего современного миропонимания. Иначе говоря, как раз и открываешь для себя коренные, архетипические черты национального самосознания, черты, которые, несмотря на всю историческую изменчивость и непредсказуемость, остаются фактически такими же, какими они были сто, двести, пятьсот, а то и тысячу лет назад. Если же говорить о названии книги… Каждый из нас в любой момент собственной жизни находится в состоянии выбора. Наш выбор разнообразен: от элементарного – что надеть утром и что приготовить на ужин, до метафизического – как и зачем жить. Однако дело в том, что свой выбор делают не только конкретные, «маленькие» люди, но и гораздо более крупные – социальные – формирования: сословия, классы, народы, государства, а то и человечество в целом… Этот выбор может играть и очень часто играет самую значительную роль в истории, ибо способен повернуть ход исторических событий в ту или иную сторону, направить историческое движение по одному или же совсем по другому руслу. Исследователю общественных процессов – историку, социологу, политологу, философу – всегда важно разобраться в причинах выбора того или иного пути дальнейшего развития, по которому пошла та или иная страна, тот или иной народ. И когда начинаешь в этих причинах разбираться, то чаще всего оказывается, что в глубинных основах совершенного выбора, в глубинных тайнах принятого решения лежат некие непреходящие особенности народного, национального характера. Можно сказать, что в мире есть английский, немецкий, китайский, японский, арабский, турецкий и много ещё какой «-ский» выбор. Вот и русскому народу в своём историческом бытии не раз и не два приходилось делать свой – русский – выбор, истоки которого и следует искать в тех самых архетипических народных чертах, в специфике национального характера. А учитывая тот непреложный факт, что именно русский народ на протяжении тысячи лет был и остаётся поныне стержнем государственного и культурного созидания нашей земли, вполне понятно, что от этого выбора зависит не только судьба самого русского народа, но и судьбы всех народов, вместе с русскими созидающими нашу Россию. Тем более необходимо осознать нам самих себя сегодня, когда и перед русским народом, и перед всей Россией стоит необходимость очередного выбора, причём выбора не просто политического, а мировоззренческого, даже метафизического. Хотим мы того или нет, но этот выбор всё равно придётся делать. Хорошо бы не ошибиться… А чтобы не допустить ошибки, всего лишь и надо-то – найти ответ на вопрос: зачем на земле существует Россия? Наши предки не раз этот ответ находили, правда, не раз этот ответ и теряли, однако со временем находили вновь. И так бывало неоднократно. Но эта цикличность, повторяемость истории внушают нам, сегодняшним, великую надежду. Ибо наш исторический и духовный опыт свидетельствует – как только мы, русские, осознаем собственный путь к Истине, тогда начинает расти и крепнуть наше духовное единство, которое порождает волю к действию. И крепнут наши силы, и расцветает земля, и, исполняя вечный закон, плодится и множится народ… Во все времена было так и, надеюсь, будет впредь.