Фестиваль памяти поэта, прозаика, драматурга Виктора Сосноры (на фото) организовали его спутница жизни Татьяна Соснора, ученики и друзья при поддержке фонда «Созидающий мир» мецената Вячеслава Заренкова.
В книгах Виктора Сосноры вы не найдёте стихов, посвящённых посёлку Комарово, однако отдыхать Виктор Александрович любил именно здесь, часто в компании. Даже потеряв слух, он непременно заходил на посиделки в Дом творчества писателей, едва завидев, что в руках у кого-то гитара. Наверное, поэтому на фестивале звучали не только стихи и воспоминания, но и песни. Исполненное под балалайку стихотворение «Я всадник. Я воин. Я в поле один...» обрело скомороший колорит, поддержанный в финале строками: «Но я не военный потомок славян. Я всадник весенней земли». А уж «Последние песни Бояна», продекламированные Евгением Антиповым под гусли, звучали совершенно органично. Говорят, сам Соснора аккомпанировал себе на гуслях, когда читал свои былинные стихи из книги «Всадники».
Порадовал спектакль «Любовь без парашюта», который привезли из Москвы Андрей Коровин и Нина Дунаева. Удалось послушать и стихи современных авторов, разные и по стилистике, и по манере исполнения. В «Зелёном шатре» выступили участники ЛИТО В. Сосноры Тимофей Животовский и Елена Новикова. Алексей Миронов (Нижний Тагил) презентовал книгу «Незавершимые стихи». Это поэзия филолога, с аллюзиями и тонким юмором. Доцент РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Дунев выступил на фестивале с докладом «Грамматика поэзии Сосноры».
Самым необычным элементом экскурсии – «Тропами Сосноры» проложили путь по центру города Татьяна Соснора и Юлия Мусалимова. Юлия Медведева показала экскурсантам дачи, которые в разное время арендовали Евгений Шварц, Анна Ахматова, Глеб Семёнов и Виталий Бианки.
Анна Лютикова
Алексей Дунев, доцент РГПУ им. А.И. Герцена:
– В стихах Сосноры есть загадка: традиционные грамматические связи между словами и предложениями растворяются, местами только угадываются, вследствие чего возникает новый, особый таинственный, привлекательный язык. Поражает свобода, с которой поэт обращается с русской грамматикой. Он её не меняет, он её создаёт.