Елена Шуваева-Петросян. Большой Морец. Это моя земля: Литературный путеводитель. – Издательство «Аппреал» на платформе Ridero, 2020. – 122 с.
Новый том серии «Это моя земля» посвящён населённому пункту Волгоградской области Большой Морец. «Село было образовано в 1777 году под названием Морец, но после возведения храма Святого Покрова переименовано в Морце-Покровское. Правда, новое название не закрепилось надолго. В лучшие времена численность населения достигала десяти тысяч, в наши дни – чуть больше тысячи. После большого пожара в начале ХХ века часть морчан переселелилась на новое место: таким образом, на карте осталось село Большой Морец и поблизости появился хутор Морец», – читаем в книге.
Её автор Елена Шуваева-Петросян – не новичок в литературе. Она член Союза литераторов России, Союза писателей Армении, Клуба писателей Кавказа, лауреат многочисленных конкурсов, в том числе международных, составитель и редактор литературных сборников. Её произведения выходили отдельными книгами и публиковались в толстых литературных журналах.
«Большой Морец» продолжает серию литературных путеводителей, выпущенных компанией «Аппреал» (продюсеры – Андрей Сулейков и Анастасия Подорожная). Проект реализуется для повышения туристической привлекательности регионов России.
Повествование в новом томе ведётся от первого лица и представляет собой рассказ о детских и юношеских годах автора, проведённых под Волгоградом. Из этих воспоминаний, словно корзина из ивовых прутиков, сплетается вся книга. Свой жанр Елена Шуваева-Петросян определяет как «Записки из русской деревни». По сути, это биографическая повесть, от первых и до последних страниц пронизанная трогательным и щемящим чувством – ощущением малой родины, навсегда оставшейся в сердце.
«…Когда я стою перед выбором – Мир или Морец, – читаем во вступлении, – всегда выбираю Морец, ибо через него открывается весь Мир и к нему ведут все дороги».
С первых же строк читатель оказывается вовлечённым в сюжет и обнаруживает себя в шумном, беспокойном вагоне поезда. «Варёные яйца, помидоры, огурцы. Газеты, кроссворды, любовные романы. На перронах старушки с пирожками и баночками малины в детских колясках. Ничего не изменилось! Даже песни. Прежний поезд уносит в милое прошлое» – такая атмосфера путешествия знакома если не каждому русскому человеку, то нескольким поколениям точно. По убеждению автора, дни и ночи, проведённые в вагоне, разговоры с попутчиками – это то, что объединяет многих жителей нашей страны. Словно лента в косу, в книгу вплетены размышления о русских людях, об их образе мыслей и характерном для них восприятии тех или иных вещей, о том общем, что отличает нас всех. Например: «У русского человека всегда есть с собой соль. В коробочке из-под спичек. В баночке из-под валидола. Почти никогда русские не носят соль в пакетиках или бумажных кулёчках: боятся просыпать. Просыпать соль – к ссоре».
Вместе с тем Елена Шуваева-Петросян подмечает существенную разницу между прежними и нынешними поездами: «Раньше дорога была для общения, сейчас всё больше хочется молчать и слушать».
На страницах книги «Большой Морец» воссоздана жизнь в русской деревне, которая показана через восприятие взрослого человека, вспоминающего своё прошлое: «Мир моего детства был наполнен суевериями, приметами и деревенской магией во всех смыслах этого слова, хотя здесь Бог живёт всюду, как сказал Бродский. Деревня учит видеть мир по-другому. К примеру, выходишь ночью за порог – и сразу взгляд на небо: молодой месяц стоит на рогу – к дождливой погоде, луна «окольцована» туманностью – к суровому холоду. А по утрецу присматриваешься к солнцу: восходит в тумане – к душному дню, если сильно жарит, вечером точно дождь будет». Это чистое, свежее восприятие мира нашло отражение в завершающей части тома, в которой приведена подборка стихотворений, посвящённых Большому Морцу.
Стилистические особенности произведения обусловлены его темой. Мы имеем дело с прозой, написанной простым и доступным языком, тем не менее не лишённым образности, метафоричности. Живописно и объёмно описаны природа и очертания села: «Мой длинный, вытянувшийся вдоль речки, Большой Морец с соловьиными трелями, уханьями выпи и кваканьем лягушек летом и завыванием вольных степных ветров зимой». Легендой овеяно название – Большой Морец. «И живут в нём настоящие морчане – люди, у которых в сердце безграничное море!» – утверждает Елена Шуваева-Петросян. Конечно, никакого моря тут нет. Но именно здесь «две великие русские реки сливаются, между водой и небом остаются островки домов, а лодки становятся средством передвижения». И, хотя многие из местных жителей никогда не видели моря, есть у них другая стихия – бескрайняя степь. Корни такого поэтичного представления Большого Морца берут своё начало в детстве автора. Впоследствии она узнаёт, что «Морец» – вовсе не от «моря»: «А потом мне бабушка рассказала историю, как во времена её молодости село, которое к тому времени разрослось до десяти тысяч жителей, почти всё сгорело – дома были глиняные и деревянные, с соломенными крышами: загорелся один дом, и огонь перекинулся на всё село. И тогда был большой мор – много людей померло. И никакой Покров не помог. После стольких смертей и закрепилось название Большой Морец».
Такова и книга: местами овеянная флёром легенд, местами – горькая, как ягода калины. На страницах находим небольшие зарисовки, словно набросанные карандашом, например «Калитки»: «Калитки в Морце разговорчивые и говорящие. У каждой свой голос. Тихая деревенская ночь с обмылком луны. Изредка то там, то тут нет-нет да и скрипнет калиточка. Парадная – значит, кто-то припозднился. С задов – кто-то к кому-то пробирается: на свидание или слямзить что-то…» Невесёлые строки о часто распадающихся в Морце браках сменяются своеобразными экскурсами в историю святынь Волгоградской области, например Краишевского Тихвинского монастыря: «В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь для раненных под Сталинградом. Место помнит много смертей. Говорят, что в наши дни здесь можно услышать стоны, увидеть явления, не поддающиеся разумному объяснению. В апреле, в день смерти настоятельницы монастыря матушки Маргариты, во время службы на небе появилась необычная радуга – вокруг солнца».
Наряду с необъяснимыми явлениями в книге приводятся вполне реальные эпизоды. Вызывает улыбку рассказ о любви автора к армянам – «можно сказать, с детского сада»: «В тот период армяне приехали к нам в Морец асфальтировать дорогу и строить дома. Папа подружился с одним из них – кучерявым и смуглым Серёжей. В него я, естественно, влюбилась. Жили они в гостинице рядом с детским садом. Каждое утро, проходя мимо них, я говорила: «Здравствуйте», а потом через частокол глазела, как они завтракали. Армяне приподнимали меня за руки и переносили через забор детского сада. Я садилась за стол, и эти иноземцы кормили меня всякими сладостями, на которые для меня был наложен запрет из-за диатеза». Потом девочка сообщает новым друзьям, что выйдет замуж только за армянина «и чтобы у него нос был та-а-акой!» – развела я руки на максимально возможный размах. Помню, как они смеялись долго и заливисто. Тогда я даже предположить не могла, что когда-то Армения станет для меня второй родиной».
«От Морца до Волгограда примерно 370 км. И всё это Волгоградская область, – пишет Елена ШуваеваПетросян. – От Еревана до Тбилиси и то меньше, а там это два отдельных государства». И масштаб измеряется не только площадью территорий. Большой Морец – целый мир. Деревня, изображённая в книге, не вымирающая, а живая, самобытная, существующая как островок радости где-то на краю света. Туда всегда можно вернуться: «Даль как-то высказался: «Хороша слобода, да крапивой поросла!» Это не о Большом Морце. Несмотря на то что сейчас в селе проживают чуть более тысячи человек, оно настолько ухожено, что недавно было признано самым чистым и красивым поселением в области».
Книга «Большой Морец. Это моя земля» особенная даже в ряду других литературных путеводителей серии. Если в них вошли рассказы разных авторов, то новый том полностью написан Еленой Шуваевой-Петросян. И потому он воспринимается не как мозаика из воспоминаний разных людей, а как единое, цельное лоскутное одеяло, бережно сшитое из ярких кусочков материи потайными швами воспоминаний одного человека – очень ёмких, длиною в жизнь. Чтение книги – полное погружение в неповторимую реальность Большого Морца, прикосновение к его легендам и былям.
Книгу «Большой Морец. Это моя земля» можно прочитать бесплатно на сайте ridero.ru.