В этом году самый первый независимый вуз, созданный в новой постсоветской России – Международная академия маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН), отмечает юбилей. Прошло уже 20 лет со знаменательного для отечественной высшей школы дня рождения МАМАРМЕН – 26 мая 1992 года, даты, которую считают днём создания всего нынешнего независимого российского образования. Объединённые в авторитетную в деловых кругах Международную ассоциацию выпускников МАМАРМЕН (МАВМ) десятки тысяч воспитанников вуза, среди которых крупные бизнесмены, банкиры, известные политики, государственные деятели, искренне скажут, что в МАМАРМЕН можно всегда открыть новое и быть верным традициям. Здесь понимаешь, что «мода» на отличное высшее профессиональное образование вечна. Творческая обстановка, доброе общение, высокое качество подготовки специалистов делают МАМАРМЕН вузом с безупречной репутацией, востребованным институтом, который, как известно, воспитывает у студентов вкус к прогрессу, стремление быть всегда впереди. И в этом та самая атмосфера настоящей студенческой жизни, которую невозможно забыть.
Вуз гордится не только своей насыщенной яркими событиями неординарной историей, но и новыми проектами. В начале ХХI века, например, в его концепции появился абсолютно новый аспект для отечественной высшей школы, что отразилось на философии, организации образовательного процесса с помощью самых современных дистанционных технологий и рождении инновационного вуза нового поколения с итальянским акцентом в названии: Российско-итальянская МАМАРМЕН (РИМ) в городе Салерно, учредителем которой является само учебное заведение.
«ЛГ» попросила ответить на вопросы читателей опытного командира образовательного VIP-«корабля», основателя и бессменного ректора МАМАРМЕН, а сейчас и РИМа в городе Салерно, академика Итальянской академии экономики и социальных наук, награждённого итальянским правительством орденом Никколо Макиавелли, доктора экономических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, члена Российского союза ректоров Александра Григорьевича ЛОБКО.
– Чем объяснить новый облик МАМАРМЕН в виде Российско-итальянской международной академии маркетинга и менеджмента (РИМ) в городе Салерно?
– Тем, что спрос (платёжеспособная потребность) очень даже значительной части нашей молодёжи окончательно переключился на обучение в иностранных вузах. Этот процесс быстро набирает обороты. Сейчас европейский диплом в отличие от российского действительно гарантирует высокое качество полученного за рубежом образования. При этом де-факто российский диплом не признаётся за рубежом, а европейский диплом в России признаётся (апостиль). Преимуществом является также, что обладающий европейским дипломом россиянин свободно владеет иностранным языком той страны, где находится его альма-матер.
Таким образом, с практической точки зрения, чтобы получить хорошую работу не только в России, но и в других странах, надо не просто иметь диплом о высшем профессиональном образовании, а чтобы этот диплом был об окончании зарубежного (но только, разумеется, не из стран СНГ) вуза, т.е. европейский диплом. Наша молодёжь рассуждает вполне прагматично и логично. Надо получить качественное высшее образование, чтобы иметь хорошую работу и достойно жить. И делать это следует исходя из реальной ситуации с отечественным образованием после всех его нескончаемых «реформ» лучше за рубежом. Как оптимальный вариант – в Италии, в РИМ города Салерно.
– Известно, что Русская православная церковь первой активно поддержала открытие РИМ в городе Салерно. Позиции православия и римско-католической церкви в области развития дистанционного образования по схеме «проживаю в России – учусь в Италии» оказались близки. Имеет ли это значение для развития РИМ в католической Италии?
– Отношения католической церкви с Московским патриархатом продолжают оставаться проблемными, хотя, по мнению обеих сторон, существует тенденция к их улучшению. Встреча патриарха с папой римским становится всё более вероятной. Начинать такой проект, как РИМ, в католической Италии надо всегда с просвещения, которое расширило бы кругозор и возможности понимания.
В нашей сегодняшней многоконфессиональной России Евангелие не является критерием оценки самосознания всех граждан, законы России не видят свою высшую цель, источник и оправдание в православии, и миссия государственной внешней политики России явно отлична от поддержки православия во всём мире. В РИМ города Салерно охотно учатся студенты всех вероисповеданий, у нас все равны.
Однако специфика нашей страны в том, что Русская православная церковь (РПЦ) де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75% россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54% из них знакомы с содержанием Библии. Около 73% православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.
Нельзя не согласиться, что в нынешней России проявляется клерикализация – постепенная реализация модели с господствующей (или даже государственной) православной религией. Религия проникает в те области культуры и общества, которые определены Конституцией России как сферы, отделённые от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование.
Все мы родом из прошлого и объективно несём в себе гены и память наших предков. Поэтому в нашем сознании Римская империя имеет мировое, непреходящее значение в развитии человеческого общества, его идеологии. Разногласия между Ватиканом и Патриархатом не могут служить препятствием для развития РИМ в Италии, поскольку эти противоречия не распространяются на сферу высшего профессионального образования.
– Что должна делать Россия в современных условиях, если она хочет выжить и развиваться? Какова роль международного сотрудничества в решении внутренних проблем, в том числе в образовании?
– Ответ известен. Вступившему на третий срок президенту В.В. Путину придётся вновь, как «рабу на галерах», решать те же, но на других стадиях внутренние главные проблемы: возрождение экономики, борьба с коррупцией, жёсткое наведение порядка в правоохранительной сфере, а не пособничество полицейскому беспределу и др.
Ограничивающими факторами, вынужденно затягивающими решение этих задач, будут выступать недостаточные ресурсы, неблагоприятные тенденции в мировой экономике, которые способны серьёзно затронуть и Россию, поскольку у неё односторонняя экономика, связанная с природными кладовыми.
Нам предстоит столкнуться с повышением социальной напряжённости, расколом общества, усилением сепаратистских тенденций, осложнениями на разных направлениях внешней политики.
Вместе с тем все мы прекрасно понимаем, что для решения своих внутренних проблем каждая великая страна должна иметь свой коалиционный международный потенциал. Чем больше у тебя союзников на международной арене, тем более значимую силу ты представляешь. Если Россия претендует на такое звание, ей нужно стараться искать союзников и на Востоке, и на Западе. В том числе и через сферу образования.
В этой связи РИМ в городе Салерно – прекрасный пример международного сотрудничества на благо двух стран – России и Италии.
Почему в России размещают своё производство, например, БМВ, «Фольксваген», «Тойота», а мы не можем разместить на Западе такой популярный вуз, как МАМАРМЕН? В нашем высшем образовании ещё сохранился, слава богу, потенциал, накопленный в советское время. Благодаря независимости МАМАРМЕН мы его не растеряли, а наоборот, усилили новыми дистанционными технологиями.
– Действительно, в нынешней ситуации в экономике и политической жизни страны уход остатков некогда передового отечественного образования под юрисдикцию другой страны вполне разумен и не так необычен, как может показаться на первый взгляд. Что собой представляет РИМ в городе Салерно?
– Российско-итальянская международная академия маркетинга и менеджмента (сокращённо РИМ от первых букв) – это первое в истории российско-итальянских взаимоотношений высшее учебное заведение, созданное Россией в данной стране.
Учредителями РИМа являются МАМАРМЕН и Университет наук в городе Салерно. Причём последний обладает только совещательным голосом. Все решения принимаются исключительно МАМАРМЕН. РИМ в Салерно является полностью самостоятельным вузом, работает по законам Италии, т.е. имеет итальянскую лицензию на образовательную деятельность, выдаёт своим выпускникам европейский диплом. Ежегодный набор студентов на обучение непосредственно в Италии – 100 человек, а дистанционно из любой точки России и других стран – неограниченно. Студенты РИМ в городе Салерно, обучающиеся на дневном отделении дистанционно, освобождаются на время учёбы от службы в армии. Ребятам, которые учатся в РИМ непосредственно в Италии, военкоматы повесток не направляют ввиду полной бесперспективности призыва на службу. К тому же в феврале 2012 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ об образовании в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», согласно которому разрешено применять дистанционное обучение независимо от формы (дневное, вечернее, заочное) получения образования.
В России государство подходит к любому проекту как к чему-то, находящемуся внутри его пространства. РИМ доказывает, что это не всегда так. Вуз находится под юрисдикцией Италии.
– Кстати, сколько стоит обучение в РИМ?
– Плата дифференцирована. Одно дело, когда студент РИМ занимается в самом Салерно. Другой вариант, когда студент обучается в РИМ дистанционно из России или других стран. Стоимость обучения непосредственно в Италии российских студентов салерновской РИМ сопоставима со стоимостью обучения в итальянских вузах (300 тыс. руб., или 7,7 тыс. евро в год без проживания и питания). Небольшой план набора – 100 человек в год – обеспечивает высокий конкурс, а следовательно, достаточно серьёзный отбор претендентов. Общая численность студентов РИМ, обучающихся в Италии, не будет превышать 600 человек к 2017 году.
Напротив, число студентов РИМ, обучающихся дистанционно из России и других государств, фактически неограниченно. Стоимость обучения для таких студентов в 12 раз ниже (25 тыс. руб. в год), чем для студентов РИМ, обучающихся непосредственно в Салерно.
Количество студентов, обучающихся в РИМ дистанционно из России, не ограничено квотами, существующими у других итальянских вузов. Приём студентов в РИМ осуществляется круглогодично.
– Что представляет собой дистанционное обучение из России в Италии?
– Дистанционное обучение означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель (тьютор) разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделён от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться в РИМ города Салерно жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет вуза нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.
РИМ в городе Салерно, действующий на основе использования дистанционных методов обучения и информационных технологий, имеет оригинальную организационную структуру, использует своеобразный набор педагогических приёмов, экономичных механизмов функционирования.
Для обеспечения качества дистанционного обучения (ДО), основанного на современных педагогических и информационно-коммуникационных технологиях, каждый студент обеспечивается учебно-методическими ресурсами (в основном электронными учебно-методическими комплексами). Создана информационно-образовательная среда обучения на основе учебного портала, функционирующего на серверном оборудовании и обеспечивающего круглосуточный и гарантированный доступ к образовательным ресурсам и сервисам. Формирование кадрового обеспечения учебного процесса происходит на основе привлечения или подготовки на курсах методистов ДО, разработчиков сетевых курсов, преподавателей, в том числе из Италии (тьюторов), ДО.
– Какие направления дистанционной подготовки может выбрать абитуриент МАМАРМЕН и РИМ в городе Салерно?
– Студенты могут обучаться по семи направлениям подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: юриспруденция; реклама и связи с общественностью; международные отношения; экономика; менеджмент; бизнес-информатика; государственное и муниципальное управление. В МАМАРМЕН они могут дополнительно обучаться по специальностям: «таможенное дело», «финансы и кредит», «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «маркетинг», «мировая экономика».
Всем студентам РИМ предложено получение второго диплома – российского по тому же направлению, которое студент изучал в РИМ, или по другому направлению (специальности), по которым ведётся подготовка в МАМАРМЕН.
– Что показал день открытых дверей в РИМ?
– Бесспорно, многих абитуриентов привлекает необычное, нестандартное организационное решение – учиться за рубежом во вновь открытом российско-итальянском вузе на основе дистанционных технологий из России. Низкая стоимость дистанционного обучения из России за рубежом и возможность получить европейский диплом с помощью дистанционных технологий привлекает значительное количество абитуриентов не только из России, но и из стран СНГ. Проведённый 25 марта 2012 года одновременно в 11 городах, в том числе в столицах России, Украины и Белоруссии, день открытых дверей, транслировавшийся в режиме online, наглядно показал наличие огромного спроса на обучение в РИМ (г. Салерно) с помощью современных дистанционных технологий, нацеленность большого числа молодёжи на учёбу в Италии. В настоящее время реально подали заявления на обучение в РИМ свыше 20 тыс. человек. Значительное количество абитуриентов, которые пришли на день открытых дверей, – самый главный аргумент для обеспечения устойчивой работы РИМ в городе Салерно.
– В заключение поздравляем вас, всех сотрудников, преподавателей и студентов, выпускников МАМАРМЕН, его реутовского филиала и представительств с 20-летием вуза. Хотим пожелать здоровья, успехов и удачи.
– Grazie.
Беседовала