К недавно отмеченному Всемирному дню туризма в этом году было приурочено несколько заметных отраслевых событий, которые, однако, имеют значение, выходящее за рамки чисто профессиональных интересов. Состоявшийся I Московский международный туристический форум (MITCO) был посвящён ребрендингу столицы, повышению её туристической привлекательности. Московский туристический форум, который планируется проводить ежегодно, задуман как площадка для обмена мнениями представителей зарубежного и российского турбизнеса по самым актуальным темам.
Событие беспрецедентное – впервые в обсуждении проблем развития столичного туризма участвовала максимально широкая деловая аудитория. Этот форум можно считать началом реализации большого плана по превращению российской столицы в один из крупных центров туризма мирового значения.
На первый взгляд Москве не избежать этой участи – в городе расположена почти половина объектов культурного наследия России, три памятника, относящиеся к Всемирному наследию ЮНЕСКО, – Московский Кремль, церковь Вознесения в Коломенском и Новодевичий монастырь. Кроме того, Москва – один из самых богатых зеленью мегаполисов, треть территорий города занимает природный комплекс.
Несмотря на безусловный потенциал города, иностранцы приезжают сюда преимущественно в деловые поездки. В прошлом году в Москву прибыло около 4 млн. иностранцев, из них около 600 тыс. с туристическими целями. У ближайших конкурентов Москвы показатели пока на порядок выше: Лондон принимает почти 16 млн. туристов, Нью-Йорк – 9,4 млн., Париж – 8,5 млн.
Однако приехавшие на форум иностранные специалисты считают, что Москва вполне конкурентоспособна на мировом туристическом рынке, однако городу нужно помочь занять свою нишу. На этом форуме власти Москвы получили возможность ещё раз изложить и обсудить основные положения комплексной программы по развитию туризма на ближайшие 5 лет, которая должна быть вскоре принята правительством. В ней власти города поставили задачу – принять в 2016 году 7,3 млн. туристов.
Проблемы, которые мешают сейчас Москве заполучить большее количество туристов, осознаются как специалистами, так и представителями власти. Высокая стоимость перевозок и недостаточное количество удобных рейсов, необходимость получения виз для въезда в Россию, недостатки транспортной инфраструктуры, нехватка мест в гостиницах эконом-класса, трудности для самостоятельного передвижения иностранцев по городу ввиду отсутствия указателей на английском языке – вопросы, которые стоят на повестке дня и будут решаться в ближайшие годы.
На превращение Москвы в привлекательный для туристов город в этом году будет потрачен 281 млрд. рублей, в следующем году в рамках программы добавятся ещё 54 млн. рублей, а потом, до 2016 года, ежегодно финансирование будет увеличиваться на 15%. Многие из проблем, такие как недостаток недорогих гостиниц или проблема пробок на дорогах и неудобство использования городского транспорта иностранцами, включены в соответствующие программы, реализация которых поможет облегчить жизнь иностранного туриста в Москве.
Помимо конкретных мер, связанных с решением насущных проблем, власти города поставили цель – донести информацию о туристических возможностях в столице до непосредственных потребителей. Москва в этом году участвовала в 18 международных туристических выставках, в следующем году запланировано участие уже в 25. Но основная часть рекламной кампании Москвы придётся на российское и зарубежное телевидение. Уже начался цикл передач на BBC и Russia Today, скоро подобная программа стартует на канале «ТВ Центр». Из радиостанций выбран «Маяк», как обладающий максимальной аудиторией в стране. На этой радиостанции с конца сентября выходит в эфир цикл «Москва – маяк туризма».
Рекламировать столицу будут и в печатных изданиях в России и за рубежом, в бортовых журналах, в поездах. В ведущих СМИ десятка стран Европы, Америки и Азии уже вышли публикации о Москве общим тиражом в 4,5 млн. экземпляров. Публикации будут продолжаться. До конца года в Москве побывают не менее 700 представителей зарубежных изданий.
Изменить представления о Москве в лучшую сторону и преодолеть информационный вакуум, образовавшийся вокруг столицы в последние годы, будет призван и новый интернет-ресурс о Москве, где будет собрана вся информация о достопримечательностях города, список музеев, кафе, ресторанов, магазинов, а также афиша культурных событий. Вскоре появится и удобная версия портала для iPhone, iPad. Залогом, что все предусмотренные городской программой меры будут иметь эффект, является то, что они были выработаны в тесном контакте с участниками туристического рынка, которым решаемые проблемы знакомы не понаслышке.
До 2016 года на реализацию программы развития туристической инфраструктуры Москвы будет вложено около 4 млрд. рублей. Специалисты поддерживают мнение властей о том, что Москве необходимо закрепиться в конкретной нише, которая позволит продвинуть город на мировом уровне. И ниша эта сегодня уже выбрана – это историческая реконструкция. Пока данный сегмент на уровне мегаполисов не занят, тогда как Москва уже добилась определённых успехов: недавно в парке Коломенское прошёл подобный фестиваль, который имел необычайный успех. При минимуме рекламы за три дня мероприятие посетили около 75 тысяч человек – дебют удался.
Сдвиги в столичном туристическом бизнесе уже начались. Несмотря на все трудности этого года, турпоток в столицу вырос на 20%. При этом, по данным компании Skyscanner, в рейтинге поисковых запросов Москва переместилась с 11-й на 8-ю строчку. Эксперты туриндустрии особо отмечают, что если раньше туры в столицу пользовались спросом летом и практически не продавались в межсезонье и зимой, то сейчас всплеск интереса к Москве наблюдается фактически в конце сезона.
Планы расширения города облегчат превращение Москвы в один из ведущих центров мирового туризма. Согласно недавно озвученной мэром Сергеем Собяниным программе развития города на ближайшие 5 лет, это является приоритетным направлением развития «старой» Москвы.