Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2025 г.
Культура

Все симфонии ведут в Казань

Госоркестр Республики Татарстан открыл свой персональный абонемент в Концертном зале имени Чайковского

15 октября 2025

Александр Куликов

Московская филармония каждый год предлагает более двух сотен абонементов, программы которых впечатляют широтой: на площадках – лучшие солисты и коллективы. В этом пестром разнообразии ныне выделяется, однако, абонемент под номером 33: уникальность его в том, что серию вечеров в КЗЧ доверено провести не столичному, а региональному симфоническому оркестру. То, что этим коллективом стал именно ГАСО Республики Татарстан, и закономерно, и абсолютно справедливо: Казань занимает на симфонической карте страны особое место, а по количеству реализованных амбициозных проектов оркестр под управлением Александра Сладковского занимает в России едва ли не лидирующую позицию. Подтверждением востребованности коллектива у привередливых столичных меломанов стал полный зал уже на первом концерте: абонемент оказался подчистую раскуплен еще несколько недель назад.

Для премьерного вечера Сладковский подготовил солидную программу из двух фундаментальных шедевров XIX века – Концерта для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертой («Романтической») симфонии Брукнера, воплощающих две значимых для дирижера ипостаси. В первом отделении солировал знаменитый венгерский скрипач Кристоф Барати, и концерт Бетховена в его прочтении на скрипке Страдивари прозвучал технически безупречно, с оттенком холодного рационализма: как шедевр логики эпохи Просвещения, продуманный и просчитанный до мелочей, где сильным, стихийным порывам места уже не остается. На первый взгляд, такой стиль интерпретации далек от характерного для творческого облика Александра Сладковского эмоционального накала, но мастерство дирижера в инструментальном концерте как раз и проявляется в умении перевоплотиться, принять как собственную точку зрения солиста на исполняемое. В этом дирижер был на бесспорной высоте: оркестр в аккомпанементе Кристофу Барати был сдержан, собран, словно бы «держал выправку».

Второе отделение было отведено масштабной Четвертой симфонии Брукнера: позднеромантический немецкий стиль является одним из признанных «коньков» Сладковского (достаточно напомнить, что в активном репертуаре ГАСО Татарстана – все симфонии Малера). Ожиданий коллектив не подвел: полотно прозвучало с должным масштабом, все оркестранты показали класс своего мастерства, а особых оваций заслужили, конечно же, духовые. Одно из значимых качеств Александра Сладковского, проявившееся здесь в полной мере – его сильная, магнетическая дирижерская воля, подчиняющая своему видению весь оркестр: о деталях интерпретации можно спорить, но ее продуманность и безупречная, доведенная до точки воплощенность замысла в концертном исполнении – не подлежит сомнению. Любопытно, что в зале присутствовало сразу несколько дирижеров из плеяды столичной молодежи, и было интересно наблюдать за их дискуссией по окончании концерта: для этого поколения выступления Александра Сладковского и ГАСО Татарстана – важная точка творческого роста и событие, пропускать которое при всей личной занятости не стоит.

Собственный абонемент в Московской филармонии – лишь одна из значимых вех нового творческого года Александра Сладковского и его оркестра. Впереди – и новые гастроли, и новые записи, и целая россыпь ставших традиционными для Казани фестивалей, таких, как «Конкордия», «Рахлинские сезоны» или «Белая сирень». Особую ноту в пеструю симфонию сезона вносят сразу две круглые даты: 20 октября Маэстро будет отмечать свое шестидесятилетие, а кроме того – полвека активной творческой жизни в искусстве.

К «круглой дате» Сладковский и вверенный ему оркестр подошли с огромным творческим багажом: осуществлены записи полного цикла симфоний Шостаковича и Чайковского, в репертуаре – весь Малер, а недавно вышел сет концертов Прокофьева для фортепиано с оркестром с Сергеем Давыдченко в качестве солиста. Всех свершений перечислить невозможно, и по совокупности они превосходят достижения большинства отечественных коллективов с куда более громкой историей в прошлом... Биография Александра Сладковского – пример того, что не обстоятельства управляют человеком, а сильная личность формирует вокруг себя и дела своей жизни напряженное творческое поле, притягивающее к себе как магнит новые идеи, вовлекающее в свою орбиту таланты и формирующее то, что называют «культурной вселенной» в масштабе всей нашей огромной страны.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я морской лайнер, а не байдарка»

    15.10.2025
  • Безальтернативная классика в эпоху хореграфического кризиса

    13.10.2025
  • Солнечный режиссер Василий Панин

    11.10.2025
  • Уроки и грабли истории

    10.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS