Александр Куликов
Московская филармония каждый год предлагает более двух сотен абонементов, программы которых впечатляют широтой: на площадках – лучшие солисты и коллективы. В этом пестром разнообразии ныне выделяется, однако, абонемент под номером 33: уникальность его в том, что серию вечеров в КЗЧ доверено провести не столичному, а региональному симфоническому оркестру. То, что этим коллективом стал именно ГАСО Республики Татарстан, и закономерно, и абсолютно справедливо: Казань занимает на симфонической карте страны особое место, а по количеству реализованных амбициозных проектов оркестр под управлением Александра Сладковского занимает в России едва ли не лидирующую позицию. Подтверждением востребованности коллектива у привередливых столичных меломанов стал полный зал уже на первом концерте: абонемент оказался подчистую раскуплен еще несколько недель назад.
Для премьерного вечера Сладковский подготовил солидную программу из двух фундаментальных шедевров XIX века – Концерта для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертой («Романтической») симфонии Брукнера, воплощающих две значимых для дирижера ипостаси. В первом отделении солировал знаменитый венгерский скрипач Кристоф Барати, и концерт Бетховена в его прочтении на скрипке Страдивари прозвучал технически безупречно, с оттенком холодного рационализма: как шедевр логики эпохи Просвещения, продуманный и просчитанный до мелочей, где сильным, стихийным порывам места уже не остается. На первый взгляд, такой стиль интерпретации далек от характерного для творческого облика Александра Сладковского эмоционального накала, но мастерство дирижера в инструментальном концерте как раз и проявляется в умении перевоплотиться, принять как собственную точку зрения солиста на исполняемое. В этом дирижер был на бесспорной высоте: оркестр в аккомпанементе Кристофу Барати был сдержан, собран, словно бы «держал выправку».

Второе отделение было отведено масштабной Четвертой симфонии Брукнера: позднеромантический немецкий стиль является одним из признанных «коньков» Сладковского (достаточно напомнить, что в активном репертуаре ГАСО Татарстана – все симфонии Малера). Ожиданий коллектив не подвел: полотно прозвучало с должным масштабом, все оркестранты показали класс своего мастерства, а особых оваций заслужили, конечно же, духовые. Одно из значимых качеств Александра Сладковского, проявившееся здесь в полной мере – его сильная, магнетическая дирижерская воля, подчиняющая своему видению весь оркестр: о деталях интерпретации можно спорить, но ее продуманность и безупречная, доведенная до точки воплощенность замысла в концертном исполнении – не подлежит сомнению. Любопытно, что в зале присутствовало сразу несколько дирижеров из плеяды столичной молодежи, и было интересно наблюдать за их дискуссией по окончании концерта: для этого поколения выступления Александра Сладковского и ГАСО Татарстана – важная точка творческого роста и событие, пропускать которое при всей личной занятости не стоит.
Собственный абонемент в Московской филармонии – лишь одна из значимых вех нового творческого года Александра Сладковского и его оркестра. Впереди – и новые гастроли, и новые записи, и целая россыпь ставших традиционными для Казани фестивалей, таких, как «Конкордия», «Рахлинские сезоны» или «Белая сирень». Особую ноту в пеструю симфонию сезона вносят сразу две круглые даты: 20 октября Маэстро будет отмечать свое шестидесятилетие, а кроме того – полвека активной творческой жизни в искусстве.
К «круглой дате» Сладковский и вверенный ему оркестр подошли с огромным творческим багажом: осуществлены записи полного цикла симфоний Шостаковича и Чайковского, в репертуаре – весь Малер, а недавно вышел сет концертов Прокофьева для фортепиано с оркестром с Сергеем Давыдченко в качестве солиста. Всех свершений перечислить невозможно, и по совокупности они превосходят достижения большинства отечественных коллективов с куда более громкой историей в прошлом... Биография Александра Сладковского – пример того, что не обстоятельства управляют человеком, а сильная личность формирует вокруг себя и дела своей жизни напряженное творческое поле, притягивающее к себе как магнит новые идеи, вовлекающее в свою орбиту таланты и формирующее то, что называют «культурной вселенной» в масштабе всей нашей огромной страны.