В Европе «Ночь музеев» проводится с 2005 года. Московские музеи примкнули к этой акции в 2007-м. Кусково – одно из немногих мест в столице, где сам бог велел устраивать такое романтическое мероприятие. О том, какой выдалась здесь «музейная ночь» в этом году, рассказывает главный хранитель усадьбы Татьяна ЕНИКЕЕВА.
Я впервые увидела, что такое «Ночь музеев», в Дюссельдорфе. Мы там выставку устраивали. Идея понравилась, мы думали, как было бы здорово и у нас что-то такое затеять. Правда, в прошлом году праздник для нас закончился печально: кому-то из посетителей удалось свалить с пьедестала одну из скульптур в центре паркового партера. Сил нашей собственной охраны не хватило на то, чтобы держать под присмотром огромную территорию парка. Так что, честно говоря, мы были очень мрачно настроены. Очень боялись актов вандализма. Всё-таки у музеев-усадеб свои особенности. Здесь такую акцию проводить гораздо сложнее, чем в обычных музеях, где в каждом зале есть хотя бы смотритель. Но всё прошло благополучно. Конечно, мы усилили охрану и ещё на подступах к музею «отсекали» публику, которая могла испортить праздник.
Он действительно удался. Мы пригласили ансамбль Laudes, исполняющий музыку XVIII века. Причём специально для нас они подготовили программу так называемой парковой музыки, исполнявшейся во время фейерверков, катания на лодках и прочих увеселений под открытым небом. И погода не подвела. И соловьи наши знаменитые заливались так, что перекрыть их не удалось даже музыкантам.
Кроме прогулки по парку гости могли посетить выставки в Большой каменной и в Американской оранжереях. Увы, ни в Большом дворце, ни в павильонах у нас нет освещения. Но публика не была особо расстроена, наоборот, люди говорили, что непременно придут ещё раз, чтобы при свете дня увидеть всё, чего не увидели ночью. В «Ночь музеев» нас посетило более 5000 человек.
Правда, сотрудникам нашим пришлось очень нелегко. С точки зрения КЗОТа эта акция не очень продумана. Ведь перед ночью музеев есть ещё полный рабочий день. У сотрудников всего пара часов перерыва и очередная «трудовая вахта» до полуночи, а сверхурочные не оплачивают. А назавтра – новый рабочий день.
Есть и ещё один нюанс. В Москве это мероприятие бесплатное. А вот на Западе, в той же Германии, человек покупает единый билет на вход во все музеи, участвующие в акции. Цена вполне приемлемая и уж, конечно, намного ниже, чем билеты в каждый музей по отдельности. Увы, наши сограждане к бесплатным развлечениям относятся без должного уважения: всё время приходилось поднимать публику с газонов, на которых они норовили устроить пикник. Но дело не только в этом. Музею очень нужны средства. У нас есть уникальный раритет – походная палатка Бориса Петровича Шереметева, которая с ним проехала через всю Европу. Была с ним и в знаменитой битве под Полтавой, двухсотлетие которой будет отмечаться в следующем году. У нас многие музеи просили её для экспонирования, но мы и сами выставить её не можем: она нуждается в реставрации. А это более 30 миллионов рублей. Денег у музея нет, а вот билеты помогли бы собрать хоть часть нужной суммы. И люди бы знали, на что пойдут их деньги, и гордились бы своим участием в спасении исторической реликвии.