Виктор МЕРЕЖКО, сценарист: «Всегда важно вовремя угадать и увидеть…»
Известный и любимый зрителями сценарист, актёр, режиссёр, драматург Виктор Мережко о Московской программе создания отечественных телефильмов и о своём новом творческом проекте.
– Виктор Иванович, наверняка сейчас самое время оценить смысл и значение того, что делалось более 12 лет для сохранения и развития нашего кино, делалось здесь, в Москве.
– Выполнение Специальной программы московского правительства по созданию отечественных телефильмов позволило и позволяет восстановить имя Москвы как столицы кинематографической державы. И самое главное, что мы приучаем нашего зрителя к российскому кино, а не к какому-то зарубежному, скажем, американскому или индийскому. Что любопытно, так это то, что ни один другой крупный город страны, Петербург, например, или Екатеринбург, не придумал такой кинематографической программы, которая родилась здесь, в Москве, – Специальная московская программа правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов. Можно только сказать спасибо за то, что это произошло, что это есть.
Я весьма рассчитываю, что при новом мэре эта программа останется и, более того, получит своё развитие, поскольку этот человек понимает значение важных для жизни вещей. Этот человек понимает, что такое духовность и что такое культура.
Обратите внимание, кто занят в московской программе, – Евгений Герасимов, Станислав Говорухин, Сергей Жигунов, Дмитрий Астрахан, Владимир Грамматиков, Борис Токарев и другие ведущие кинематографисты страны. И они не только не отказываются, они с готовностью, потребностью и пониманием воспринимают такую форму сотрудничества. Вышли по-настоящему интересные работы, и они вполне конкуренты на рынке. В частности, я снимал в рамках программы ленту «Одиночество любви», которая прекрасно прошла на одном из наших ведущих телеканалов.
У всех у нас на памяти не столь уж далёкое время, когда кино стояло на краю гибели, когда из студий уходили самые необходимые люди, без которых ничего нельзя сделать, – гримёры, ассистенты, костюмеры, художники. Всё разваливалось! Это, повторюсь, было не так уж давно. Именно программа позволила сохранить все ценнейшие профессии, без которых дальнейшее развитие кино было бы просто невозможно. Представьте, что такая программа не появилась. Ну, конечно, человек где-то, что-то, как-то себя пристроил бы. Может быть, пошёл бы в другую профессию. Ну, не пропал бы. Но была бы беда, настоящая беда. Люди бы просто разбежались и не было достойной перспективы развития кино, которую мы сейчас наблюдаем. Или бы её пришлось ждать ещё дольше. Намного дольше, ведь наш кинематограф сосредоточен именно в Москве. В конце 90-х у властей случилось точное угадывание, что именно ему нужно для выживания, и появилась эта программа.
– Расскажите о своём новом проекте, фильме «Дед Иван и Санька», который, как я знаю, также делается в рамках московской программы.
– Мне кажется, что в нашей обездоленной стране наиболее обездоленными, уязвимыми категориями жителей остаются старики и дети. Когда-то Максим Горький написал рассказ «Дед Архип и Лёнька». Им зачитывалась вся Россия, плакала, сопереживала, сострадала. Я однажды увидел возле одного из храмов бомжей – старика и девочку 10–12 лет. Она настолько естественно чувствовала себя в этой среде и была чужой по отношению к окружающему миру, что я подумал: это как раз то, над чем надо, как говорится, слезами облиться… Только вот эта смычка – старик одинокий и одинокий ребёнок – способна спасти друг друга, а общество на них не обращает внимания. Только они могут спасти друг друга.
И я придумал сюжет, как старик в маленьком южном городке продаёт квартиру, оказавшись одиноким, его кидают на деньги, он остаётся ни с чем. На вокзале он встречает девочку Саньку двенадцати лет, такую же обездоленную, брошенную. Родители погибли, старший брат куда-то исчез, и она ищет этого брата. И вот такое нравственное путешествие этих людей, старого и малого, с юга России до Москвы и становится сюжетной основой истории. Они встречают на своём пути добрых и злых, отзывчивых и бездушных. Но, главное, они не теряют уровня нравственности, совести своей. И в итоге они всё-таки выходят из этого ада – чистыми, очищенными. Девочка находит брата. И образуется, ну, семья, что ли, своеобразная такая семья. Пройдя все испытания, они уже никогда не потеряют друг друга.
Вместе со мной будет работать мой сын Иван Мережко, он станет режиссёром картины. А я буду художественным руководителем проекта. В главной роли мы предполагаем снять Льва Ивановича Борисова, замечательного артиста, высочайшей нравственности человека, глубокого таланта, брата знаменитого Олега Борисова. Зрители знают Льва Ивановича по роли Антибиотика в сериале «Бандитский Петербург». Я счастлив, что когда он прочитал сценарий, то позвонил мне, расплакался и сказал: «Дай мне сняться в этом фильме, я ничего подобного не читал, дай мне сняться, умоляю, иначе я просто умру». Ради этой роли он стал работать над собой физически, стал тренировать больные ноги, обливаться холодной водой. Сказал, что готовится к этой роли как ни к одной в своей жизни. Дай Бог, чтобы здоровье ему позволило!
Очень трудно найти девочку на роль Саньки. Но у меня и у Ивана уже есть предположения. Две кандидатуры. Одна девочка из детдома. Другая девочка – Наташа Варфоломеева. Она уже снималась в фильмах «Белая ночь, нежная ночь» и «Сонька. Продолжение легенды». Удивительно талантливый ребёнок. В жизни одна, а когда ступает на съёмочную площадку, входит в кадр, то на глазах перевоплощается. Просто божье явление! Нужно найти ещё ряд актёров. Очевидно, на другие роли будут приглашены московские звёзды. Поиск продолжается. Художники работают над выбором объектов, выезжают в города, большие и малые. Работа в разгаре. Съёмки начнутся весной будущего года.
Из досье
По сценариям Виктора Мережко сняты такие известные картины, как «Родня», «Полёты во сне и наяву» (за неё он удостоен Госпремии СССР), «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться». Виктор Мережко был сценаристом 58 фильмов и 12 мультфильмов. Он известен как драматург, его пьесы «Пролетарская мельница счастья», «Ночные забавы», «Крик», «Я – женщина», «Женский стол в охотничьем зале» получили широкую известность и идут во многих театрах. Секретарь Союза кинематографистов России и Москвы, член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств РФ.