Открытый всероссийский музыкальный фестиваль «Российская культура: Сергей Рахманинов», посвященный 150-летию со дня рождения композитора, буквально всколыхнул довольно-таки умиротворенную культурную жизнь Краснодара. Так сложилось в последнее время, что все особо значимые форумы искусств на кубанских просторах – заезжие, пришлые (тот же сочинский Зимний фестиваль Юрия Башмета), и рахманиновское празднество не исключение. Но самое удивительное, что художественному руководителю и генеральному продюсеру фестиваля, президенту, генеральному директору Фонда отечественного искусства «Классика XXI», студенту 3-го курса факультета симфонического и хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Алексею Пугачеву (он родом с Кубани – с хутора Бураковского Кореновского района) – всего 21 год! Порой в голове не укладывается, как в столь юные годы человек прямо-таки вершит мероприятия, по масштабу под силу лишь бывалым профессионалам-мастодонтам.
Чем же была потрясена Кубань и как приняли праздник? Если говорить о масштабе, то пятидневный охват (мы берем всех: участников, экспертов, гостей, зрителей) составил более 15 тысяч человек. На 7 площадках города прошли концерты и открытые мастер-классы по музыкальному и балетному искусству. Всего было принято заявок на участие около трех тысяч человек из 74 российских регионов и еще 6 других стран. Этот образовательный кластер с блоком «Наставничество» и решает главную задачу проекта: реализацию программы продвижения молодых музыкантов в возрасте от 14 до 35 лет, возможности их общения с выдающимися мастерами исполнительского искусства, педагогами. Экспертами являлись прославленные артисты, профессора Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Астраханской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных, Сибирского института искусств им. Д. Хворостовского. Были представлены на фестивале значимые дисциплины: «фортепиано», «духовые инструменты», «академический вокал», «хоровое дирижирование», «теория и история музыки», «искусство балета». Счастливчики, прошедшие отборочный тур, смогли приехать в Краснодар.
Где еще можно получить ценные советы от таких выдающихся мастеров, как заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Станислав Калинин, народные артисты России – ведущая солистка Большого театра Елена Зеленская и премьер, педагог-репетитор Театра имени К. С. Станиславского и В. Н. Немировича-Данченко Георги Смилевски, заслуженный артист РФ, ведущий солист Мариинского театра и художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета Аскар Абдразаков, дирижер, педагог, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» Владимир Контарев, заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и солист симфонического оркестра Мариинского театра Дмитрий Воронцов, музыковед, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения Марианна Высоцкая, – и это лишь часть славного списка наставников, всего их было более 20 человек. Подобные встречи не просто полезные – они судьбоносные, влияющие на дальнейшее творчество начинающих музыкантов, артистов.
Кстати, программой фестиваля, как и приглашением артистов, занимался исключительно сам Алексей Пугачев.
И все проистекало прекрасно и замечательно, если бы не ситуация с помещениями. Встречи в основном проходили в обшарпанных классах Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, так как приличных залов почему-то в городе не нашлось. Балетные уроки давались в не менее ветхом здании – Краснодарском педагогическом колледже. Но и за это спасибо министерству образования края, которое выручило фестиваль, предоставив балетный зал, и так перегруженный сверх меры.
Спасибо и народному артисту, Герою Труда России Виктору Гавриловичу Захарченко, давшему в аренду свой не менее непрезентабельный зал для двух серьезных концертов. Вообще, здание на ул. Красной, 5 слывет домом Кубанского казачьего хора, но наш легендарный и несгибаемый коллектив редко выступает там, он в основном радует своим искусством зрителей на просторах страны, а зал больше работает как прокатная площадка.
Организаторы были вынуждены завозить свой звук, свет и даже наращивать сцену, увеличив ее на два метра в глубину для размещения рояля «Ямаха», прибывшего из Москвы, так как в южной столице для рахманиновцев инструмента не нашлось. Ситуация, согласитесь, странная: с одной стороны, в крае фестивалю поют дифирамбы, а с другой – делается все, чтобы если не сорвать его проведение, то хотя бы осложнить работу. «Помощь» состоит из нечаянных внезапностей, к примеру, отказа в площадях, ссылок на срочную загруженность и так далее и тому подобное, и все непременно требуют обязательного отчета и поклонов…
В результате открытие и закрытие делали в бывшей гостинице «Интурист», ныне Crowne Plaza. Там же состоялась и конференция, посвященная Году педагога и наставника. . И два превосходных концерта при аншлагах говорят не только о нужности таких мероприятий, но и об их значимости.
А в эти чудесные вечера, конечно же, звучал Рахманинов. Знаменитая пианистка, заслуженная артистка РФ, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина исполнила концерт для фортепиано с оркестром № 3 и рапсодию на тему Паганини. Блистали на сцене народная артистка РФ, солистка Большого театра Елена Зеленская и заслуженный артист РФ, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков, солист из Санкт-Петербурга Павел Шнипов и солист МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Кирилл Золочевский, солист Краснодарского краевого музыкального театра Сергей Ермоченко и лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского Валентин Малинин, Кубанский казачий хор, Филармоническая хоровая капелла «Ярославия» Владимира Контарева и академический хор Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова (руководители – Татьяна Мальцева и Эмма Папаян).
Украшением фестиваля и концертов стал один из лучших российских коллективов – оркестр и хор Государственной академической симфонической капеллы под управлением народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, профессора, президента Рахманиновского общества России Валерия Полянского, прибывший на Кубань в полном составе. И прозвучавшее «Всенощное бдение» – одно из главных сочинений Сергея Рахманинова, являющееся вершиной русской духовной музыки, придало фестивалю небывалую мощь и целительную силу молитвы.
Музыкальный форум завершился заключительным концертом участников программы «Наставничество». И когда слушаешь дивное пение пятнадцатилетней Катерины Грузиной из Волгограда или игру тринадцатилетнего Федора Барвинского из Нижневартовска, понимаешь, как богата родная земля истинными талантами.
Безусловно, один из них – руководитель и продюсер фестиваля Алексей Пугачев. Алексей скорее исключение, самородок, а совсем не баловень судьбы, и тот порой стальной блеск в его глазах, нередко ироничный и точный взгляд, умение интересно, убедительно говорить, талант организатора и вера в свое особое предназначение вселяют надежду на его многообещающее будущее. И именно романсом Сергея Рахманинова «Весенние воды» в исполнении смешанного хора и хора мальчиков под управлением Станислава Калинина, где есть чудные слова Федора Тютчева – «мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед», фестиваль поставил заключительный аккорд.
Надо признать, что концерты высочайшего столичного уровня – необычайная редкость в Краснодаре, и за последние годы в таком количестве я их просто не припомню. То же самое можно сказать и об уникальной выставке, привезенной из музея-заповедника «Ивановка» Тамбовской области, с родины композитора, где им была написана основная часть его великих произведений. Гости фестиваля смогли увидеть редкие документы и фотографии как самого Сергея Рахманинова, так и его близких. Ранее коллекция экспонировалась в ведущих музеях Москвы.
Вспомним, в прошлом году в Сочи состоялся не менее масштабный проект Алексея Пугачева. «Во имя жизни» – так назывался Первый всероссийский музыкальный фестиваль, посвященный творчеству народной артистки СССР Александры Пахмутовой, и уже тогда было понятно, что мы стали свидетелями не одноразовой акции, а долгосрочного проекта.