Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 декабря 2023 г.
Культура

«Всенощное бдение» Рахманиновского фестиваля

14 декабря 2023
Алексей Пугачев / Фото пресс-служба фестиваля

Открытый всероссийский музыкальный фестиваль «Российская культура: Сергей Рахманинов», посвященный 150-летию со дня рождения композитора, буквально всколыхнул довольно-таки умиротворенную культурную жизнь Краснодара. Так сложилось в последнее время, что все особо значимые форумы искусств на кубанских просторах – заезжие, пришлые (тот же сочинский Зимний фестиваль Юрия Башмета), и рахманиновское празднество не исключение. Но самое удивительное, что художественному руководителю и генеральному продюсеру фестиваля, президенту, генеральному директору Фонда отечественного искусства «Классика XXI», студенту 3-го курса факультета симфонического и хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Алексею Пугачеву (он родом с Кубани – с хутора Бураковского Кореновского района) – всего 21 год! Порой в голове не укладывается, как в столь юные годы человек прямо-таки вершит мероприятия, по масштабу под силу лишь бывалым профессионалам-мастодонтам.

Чем же была потрясена Кубань и как приняли праздник? Если говорить о масштабе, то пятидневный охват (мы берем всех: участников, экспертов, гостей, зрителей) составил более 15 тысяч человек. На 7 площадках города прошли концерты и открытые мастер-классы по музыкальному и балетному искусству. Всего было принято заявок на участие около трех тысяч человек из 74 российских регионов и еще 6 других стран. Этот образовательный кластер с блоком «Наставничество» и решает главную задачу проекта: реализацию программы продвижения молодых музыкантов в возрасте от 14 до 35 лет, возможности их общения с выдающимися мастерами исполнительского искусства, педагогами. Экспертами являлись прославленные артисты, профессора Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской, Астраханской консерваторий, Российской академии музыки имени Гнесиных, Сибирского института искусств им. Д. Хворостовского. Были представлены на фестивале значимые дисциплины: «фортепиано», «духовые инструменты», «академический вокал», «хоровое дирижирование», «теория и история музыки», «искусство балета». Счастливчики, прошедшие отборочный тур, смогли приехать в Краснодар.

Участники фестиваля / Фото пресс-служба фестиваля

Где еще можно получить ценные советы от таких выдающихся мастеров, как заслуженный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Станислав Калинин, народные артисты России – ведущая солистка Большого театра Елена Зеленская и премьер, педагог-репетитор Театра имени К. С. Станиславского и В. Н. Немировича-Данченко Георги Смилевски, заслуженный артист РФ, ведущий солист Мариинского театра и художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета Аскар Абдразаков, дирижер, педагог, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» Владимир Контарев, заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и солист симфонического оркестра Мариинского театра Дмитрий Воронцов, музыковед, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения Марианна Высоцкая, – и это лишь часть славного списка наставников, всего их было более 20 человек. Подобные встречи не просто полезные – они судьбоносные, влияющие на дальнейшее творчество начинающих музыкантов, артистов.

Кстати, программой фестиваля, как и приглашением артистов, занимался исключительно сам Алексей Пугачев.

И все проистекало прекрасно и замечательно, если бы не ситуация с помещениями. Встречи в основном проходили в обшарпанных классах Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, так как приличных залов почему-то в городе не нашлось. Балетные уроки давались в не менее ветхом здании – Краснодарском педагогическом колледже. Но и за это спасибо министерству образования края, которое выручило фестиваль, предоставив балетный зал, и так перегруженный сверх меры.

Спасибо и народному артисту, Герою Труда России Виктору Гавриловичу Захарченко, давшему в аренду свой не менее непрезентабельный зал для двух серьезных концертов. Вообще, здание на ул. Красной, 5 слывет домом Кубанского казачьего хора, но наш легендарный и несгибаемый коллектив редко выступает там, он в основном радует своим искусством зрителей на просторах страны, а зал больше работает как прокатная площадка.

Организаторы были вынуждены завозить свой звук, свет и даже наращивать сцену, увеличив ее на два метра в глубину для размещения рояля «Ямаха», прибывшего из Москвы, так как в южной столице для рахманиновцев инструмента не нашлось. Ситуация, согласитесь, странная: с одной стороны, в крае фестивалю поют дифирамбы, а с другой – делается все, чтобы если не сорвать его проведение, то хотя бы осложнить работу. «Помощь» состоит из нечаянных внезапностей, к примеру, отказа в площадях, ссылок на срочную загруженность и так далее и тому подобное, и все непременно требуют обязательного отчета и поклонов…

В результате открытие и закрытие делали в бывшей гостинице «Интурист», ныне Crowne Plaza. Там же состоялась и конференция, посвященная Году педагога и наставника. . И два превосходных концерта при аншлагах говорят не только о нужности таких мероприятий, но и об их значимости.

За роялем Екатерина Мечетина / Фото пресс-служба фестиваля

А в эти чудесные вечера, конечно же, звучал Рахманинов. Знаменитая пианистка, заслуженная артистка РФ, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина исполнила концерт для фортепиано с оркестром № 3 и рапсодию на тему Паганини. Блистали на сцене народная артистка РФ, солистка Большого театра Елена Зеленская и заслуженный артист РФ, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков, солист из Санкт-Петербурга Павел Шнипов и солист МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Кирилл Золочевский, солист Краснодарского краевого музыкального театра Сергей Ермоченко и лауреат XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского Валентин Малинин, Кубанский казачий хор, Филармоническая хоровая капелла «Ярославия» Владимира Контарева и академический хор Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова (руководители – Татьяна Мальцева и Эмма Папаян).

Украшением фестиваля и концертов стал один из лучших российских коллективов – оркестр и хор Государственной академической симфонической капеллы под управлением народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, профессора, президента Рахманиновского общества России Валерия Полянского, прибывший на Кубань в полном составе. И прозвучавшее «Всенощное бдение» – одно из главных сочинений Сергея Рахманинова, являющееся вершиной русской духовной музыки, придало фестивалю небывалую мощь и целительную силу молитвы.

Музыкальный форум завершился заключительным концертом участников программы «Наставничество». И когда слушаешь дивное пение пятнадцатилетней Катерины Грузиной из Волгограда или игру тринадцатилетнего Федора Барвинского из Нижневартовска, понимаешь, как богата родная земля истинными талантами.

Хор под управлением Станислава Калинина / Фото пресс-служба фестиваля

Безусловно, один из них – руководитель и продюсер фестиваля Алексей Пугачев. Алексей скорее исключение, самородок, а совсем не баловень судьбы, и тот порой стальной блеск в его глазах, нередко ироничный и точный взгляд, умение интересно, убедительно говорить, талант организатора и вера в свое особое предназначение вселяют надежду на его многообещающее будущее. И именно романсом Сергея Рахманинова «Весенние воды» в исполнении смешанного хора и хора мальчиков под управлением Станислава Калинина, где есть чудные слова Федора Тютчева – «мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед», фестиваль поставил заключительный аккорд.

Надо признать, что концерты высочайшего столичного уровня – необычайная редкость в Краснодаре, и за последние годы в таком количестве я их просто не припомню. То же самое можно сказать и об уникальной выставке, привезенной из музея-заповедника «Ивановка» Тамбовской области, с родины композитора, где им была написана основная часть его великих произведений. Гости фестиваля смогли увидеть редкие документы и фотографии как самого Сергея Рахманинова, так и его близких. Ранее коллекция экспонировалась в ведущих музеях Москвы.

Вспомним, в прошлом году в Сочи состоялся не менее масштабный проект Алексея Пугачева. «Во имя жизни» – так назывался Первый всероссийский музыкальный фестиваль, посвященный творчеству народной артистки СССР Александры Пахмутовой, и уже тогда было понятно, что мы стали свидетелями не одноразовой акции, а долгосрочного проекта.

Тэги: Фестиваль Музыкальный фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS