Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2023 г.
Литература Конкурс

Всероссийская, заочная, свободная

02 октября 2023

Десятого марта 2023 года в Заочной поэтической школе-студии при издательстве «СТиХИ» стартовал третий весенний семестр.

Стоп, стоп. Поэтическая школа… Разве так бывает?

Ан есть. Её слоган, вывешенный на странице «ВКонтакте» – даёшь бесплатное профессиональное литературное образование! Перифраз девиза советских ПТУ.

Те готовили токарей, сварщиков, каменщиков. А тут – поэтов.

Что же нужно, чтобы стать поэтом? Алла Николаевна Поспелова, ректор Школы-студии, говорит:

– Точно не нужно якобы актуальное содержание (и – красноречивый жест-«кавычки»), потому что – ну кто вспомнит такие стихи, когда иссякнет информационный повод? Вообще, содержание для стихов не обязательно, а вот форма обязательна.

Значит, нужно владеть поэтической формой. Всем многообразием форм.

Этому и учат в студии. Всё как в нормальном вузе. Читают лекции и проводят семинары. Темы лекций – например, эпосы народов России. Основы стихосложения. Или основы поэтической критики. Читают – учёные-филологи, университетские, солидные, остепенённые. Или писатели. Лекции проходят в формате ZOOM. Семинары тоже.

Ведущие семинаров – Е.С. Коробкова, журналист «Комсомолки» с советским стажем; А.А. Пурин,  редактор отделов поэзии и критики журнала «Звезда»; Ю.В. Казарин, «деревенский Данте», крупнейший поэт Урала; В.А. Куллэ, выдающийся переводчик (переводческий семинар); С.В. Ивкин и А.Д. Алёхин, современные поэты; А.Э. Скворцов, критик (ведёт группу критиков). Есть свой семинар и у ректора.

Что там происходит? Всё не по-детски. Там, сограждане, выдаются и выполняются домашние задания. Кто думает, что поэзия – это хаос, богема, психотропы, тот ошибся адресом.

А какие бывают домашние задания? Например, написать верлибр от имени кружки с отколотой ручкой. То есть, как минимум, нужно знать, что такое верлибр, каковы его жанровые отличия. Возможно, и – кто как его определяет, историю и теорию вопроса.

Плюс то, что никакими теориями не объемлется. Посмотреть с необычной точки зрения. Ощутить себя безъязыкой вещью. Не могущей выплеснуть чувство, выплакать боль. Поэт, по слову Маяковского, «где боль – везде». Взять на себя ношу: быть голосом безгласных…

У переводчиков задания бывают – перевести определённое стихотворение. Из переписки в Телеграме (там кипит общение студийцев): «Р. Фроста, где мужичок в лесу с лошадью». Значит, изучаем, бывает ли в англоязычной поэзии «мужичок» и равна ли образно их лошадь нашей.

У критиков – разборы. Критические стрелы точат об товарищей. Впрочем, разборы проводятся на всех семинарах. «Авторская слепота» – что это такое и как с ней бороться, студиец обязан узнать. Если хочет научиться писать стихи, а не только дуть губы «непризнанного гения».

Вступительные экзамены тоже есть. ЕГЭшные страсти – мелочь: тут отбор рукою мастера. Чтобы зачислили в группу-семинар, нужно прислать подборку стихотворений. Ведущий и отбирает себе учеников.

А кто не одолел ценза? Широко распространено вольнослушание. Люди, зачисленные в семинар, допустим, Пурина, слушают лекции и семинары, скажем, Казарина. Условие – молча. Но разборам на занятиях подвергаются на общих основаниях. Бывает, что набирают мастерства быстрее и плодотворнее «основного состава».

И куда, спросите вы, потом податься такому поэту? Нет отбоя от рифмачей. Редакции изнывают под пудами стихопродукции. Издать любого Хвостова? Только плати.

И вот тут – оркестр, туш! Издательство «СТиХИ» печатает лучших студийцев бесплатно. Отдельными книжками. Тысячными тиражами. Выходят серии «Срез» и «Single», в которых уже опубликованы десятки новых имён. Студия сотрудничает с группой «Сибирский тракт», со многими периферийными ЛИТО. Заочный формат обеспечивает широчайшую географию. От Балтики до Тихого.

Мало того. Издательство организует презентации, творческие вечера, гастроли поэтов, книги которых в нём выходят. В Москве и Питере, на Кавказе и в Донбассе.

Кстати, лично мне повезло стать студенткой «СТиХов» именно через участие в таком мероприятии. Тьфу, опять казёнщина. Буду уж по-русски, без конторских латиноанглицизмов. Представляли книжку Марии Леонтьевой «Свили» серии «Single». И А.Н. Поспелова выкатила всем участникам поэтопиршества льготу: кто опоздал на конкурс, но пришёл сюда и купит какую-нибудь книжку, тому ещё сутки на то, чтобы успеть поучаствовать.

Так что никаких искусственных рогаток, снобизма, высокомерия. Свободная. Демократичная. Дружественная творцу.

…А-а, загорелись глаза? То-то.

Подробности – «Вконтакте»: Издательство СТиХИ 

Мышь в руки!

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS