Одушевляющая связь. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2009. – 160 с.
Часы пробили в дюжину. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2010. – 128 с.
Татьяна Викторовна Бабушкина (ТиВи, как называли её близкие), знаменитый российский педагог, почти легенда. «Человек с тонким педагогическим слухом», – говорили о ней журналисты. О её творчестве, нестандартном общении с трудными подростками, воспитанниками детских домов, о созданном ею 35 лет назад клубе «ЭТО» (Эстетика – Творчество – Общение) много писали, в том числе и публицисты «ЛГ» Леонид Жуховицкий, Евгений Богат.
В апреле 2008 года Татьяна Викторовна погибла в автомобильной катастрофе. Атмосфера детства, созданная ею из деталей и подробностей нашего бытия – первого снега, новогодних свечей и морозного узора на стекле, из рулона обоев и разноцветной бумаги, из старинных кувшинов, ложек, приморского песка, одуванчиков, – осталась в книге «Часы пробили в дюжину» и сборнике статей «Одушевляющая связь».
Жаль, что десять лет назад, когда родилась моя дочь, эта книга ещё не была издана. В ней множество замечательных подсказок: как общаться с ребёнком, чтобы было интересно и ему, и вам. Как создать сказку, не поступаясь при этом своей «взрослостью», не наряжаясь в «зайчиков и белочек», рекомендованных стандартными методиками. Думаю, редкому родителю, зачумлённому памперсами, добыванием денег, готовкой и уборкой, придёт в голову столько способов сделать ежедневную жизнь маленького человека увлекательной и полной приключений.
А ведь, казалось бы, как просто! Однажды, когда выпал первый снег, папа предложил своей дочке слепить маленького снеговичка. Потом, отвоевав у мамы часть морозилки, они положили его туда. А когда наступила весна, вытащили это маленькое чудо на улицу посмотреть на распускающиеся листья.
В летнем лагере в конце каждой смены можно на обратной стороне рулона обоев нарисовать большую банку и в ней написать всё, что с ребёнком произошло хорошего в это лето. Потом эти банки «закатываются» как варенье и помогают пережить зиму.
Можно развести костёр или просто зажечь свечу. «Если ладонью, сложенной дощечкой, ласково, но быстро провести по макушке свечи, огонь не обожжёт. Этот момент очень важен, ибо в каждом ребёнке живёт Прометей, преодолевающий запрет на огонь». Рассказывая простые, но так редко используемые современными родителями способы познакомить малышей со стихией воды, ветра, огня, песка и земли, Татьяна Бабушкина пишет: «С самого детства я задумывалась, почему взрослый отмеряет ребёнку так скупо то, чем щедро сам пользуется: «Не обожгись, не промокни, не стой на ветру…» Каждодневно разбросанные запреты на самое насущное… Воспитав в себе эти правила техники поведения, это совершенство Сальери, мы лишаемся моцартовского целостного видения и возможности жить в присутствии Тайны».
По двум тонким, неприметным на прилавке среди роскошных переплётов книжкам можно гадать – что было, что будет. Открываешь наобум любую страницу. Это про меня. Я помню из детства, как ветер трепал длинные, выгоревшие на солнце волосы и как морская волна, накатывая, смывала фигуры, вылепленные из песка… Это тоже про меня. Сейчас я изо всех сил ищу для своей дочери «тот язык… ту ситуацию, ту декорацию (в широком смысле этого слова), то произведение, через которое ребёнок сможет проклюнуть скорлупу и зайти в эту бесконечность культуры». Мельчайшие нюансы отношений, миллионы тончайших деталей и подробностей… Татьяна Бабушкина упоминает слова Пастернака, назвавшего ребёнка «всесильным богом деталей». Мне кажется, много счастливее будут дети тех родителей, которые решат прочитать эти две книжки и обратят внимание на подробности детства, кажущиеся большинству современных взрослых иллюзорными.