Другое сейчас время – не поэтическое. Чувство прекрасного кажется чуждым сегодняшнему дню, когда национальная поэзия, национальное искусство определяются как «не формат» для радио и телевидения, для концертных площадок. Поэтому с особой благодарностью воспринимается инициатива администрации Покрова ежегодно проводить вечера памяти поэта Николая Дмитриева.
Нынешнюю встречу открыла заместитель главы городской администрации Валентина Замятина. Со сцены сразу зазвучали строчки дмитриевских стихов, согретые сопереживанием, сочувствием, едиными с поэтом раздумьями о судьбе родных мест, о жизни земляков. Особое внимание она обратила на стихи, посвящённые отцу-фронтовику: «Но с Отчизной он спас и Словесность – вот заслуга его перед ней».
Город Покров в поэзии Николая Дмитриева проявляется как линия жизни поэта: «Кто окликнул меня – я не понял… Вдруг послышался голос печальный: «Это здесь, это здесь, это здесь…» Дмитриев сам определил дорогое, важное для него место – бабушкину деревню Аниськино под Покровом. Стихотворение «По владимирской тропке песчаной» воспринимается как заветное обращение поэта к нам. И правда, здесь, на Владимирской земле, как-то отчётливее проступает его принадлежность к русскому миру.
Обними, туманная, плакучая
глубина, где каждый голос чист:
коростеля жалоба скрипучая,
козодоя мекающий свист…
Чьи в полях обиды не залечены?
Что там: ликованье, плач ли, страх?..
Пойте отрешённо, незамеченно
В колдовством обрызганных кустах…
Была у Дмитриева мечта – «Земле оставить пару строк», дать людям «тепла – по сердцу своему». Вот это-то тепло и согрело всех присутствующих на вечере.
Было то, что спасает в беде, –
Та святой бескорыстности метка,
Что в писательской пёстрой среде,
Как ни странно, встречается редко.
А это уже точное попадание в самый центр творческого дара, творческого наследия Николая Дмитриева. Сразу стало понятно, что и словесностью, и душевными силами, и духовным достоянием, по определению поэта, «мы не бедные».
Владимир Крупин вспоминал, как Дмитриев поделился однажды своими мыслями о музыке: «Слов меньше, чем звуков. Мелодий больше, чем стихотворных размеров». На этот раз песен на стихотворения Дмитриева не исполнялось, но была выстроена своеобразная композиция из его стихотворений и классической музыки: Баха, Моцарта, Шопена и современного испанского композитора Гуриди.
Музыка позволила по-новому услышать поэзию, подчеркнула необычайную мелодичность, выразительность и яркость поэтической гармонии:
Ведь то, что скрыто в человеке,
что спрятать вроде удалось, –
России медленные реки
умеют высветить насквозь…
Или вот так им сказано: «Жизнь потрачу, чтоб на музыку Жизнь твою переложить».
Стихотворения Дмитриева на вечере читали молодые артисты Александр Анисимов и Наталья Худякова, для которых эта работа стала трудным, ответственным испытанием и, хочется верить, долгожданной и выстраданной встречей с настоящей поэзией. Высоко оценили актёрскую работу даже очень ревнивые зрители – приехавшие из Москвы вдова и близкие Николая Фёдоровича, друзья поэта, которые помнят, как рождались отдельные строчки, как находились нужные слова.
Очень выверенно и точно выступили владимирский поэт Владимир Лалакин и поэт из Гусь-Хрустального Вячеслав Софронов. Они говорили «о главном» в современной литературе, в жизни и поэзии Дмитриева, в судьбе русского слова сегодня. Владимир Лалакин ещё раз напомнил о необходимости проводить Дмитриевские чтения. А Николай Дмитриев застенчиво смотрел с экрана на говорящих и немного смущённо улыбался.
Падай, падай интерес к поэзии
Среди новых всяческих чудес.
Для неё чем хуже, тем полезнее –
В этом её тайный перевес.
Пусть её тоска неодолимая
Обоймёт, обступит поскорей.
Нелюбимый или нелюбимая
Видят мир и глубже, и острей.