Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Вслед за Аристотелем и Бэконом

01 января 2007

Василина ОРЛОВА

«Органон» – это литературный интернет-журнал, располагающийся по адресу www.organon.cih.ru. Как и многие интернет-проекты, он создался спонтанно, как бы сам собою. Вырос, подобно грибу на бессистемной, но обширной корневой системе Интернета. Как известно, сети новых порядков характеризуются тем, что строится, как грибница, ризома, а не централизованная корневая система с одним стволом и множеством отростков. Никто не в состоянии предсказать, в каком месте грибницы сквозь осеннюю прель проклюнется новый гриб. «Органон» – именно такой гриб. Внезапно выросший под сенью интернетных дубрав.
Органон, если рассматривать его как термин, это – методология, инструментарий, набор орудий. Арсенал мысленных формулировок, оптика восприятия и способ систематизации окружающего хаоса. Старославянское слово «органствоватися» значит «орудиями быть снабжену, получить свойственные части». «Органон» – собрание логических трактатов Аристотеля. Название такое, впрочем, дал не он сам, а систематизатор его сочинений Андроник Родосский. Философ, почти одноимённый бекону, – систематизатор призраков и лорд, хранитель королевской печати Фрэнсис Бэкон, написал в пику товарищу Аристотелю «Новый органон».
Новейший «Органон» – издание, построенное на некой новой литературной методологии.
И действительно новой. Но без особенных притязаний. Новизна не в том, чтобы заново открыть целое старое литературное направление типа «нового реализма» или учинить литературную революцию под внушительно бряцающим лозунгом вроде «новой искренности». Всё гораздо скромнее, но вместе с тем и серьёзнее. Об этом говорит Михаил Бойко в своеобразном манифесте «Одиннадцатый тезис» с его концепцией надлитературных и внелитературных критериев при оценке собственно литературного текста. Границы эстетической критики, которые естественным образом не допускают выхода за пределы собственно рассматриваемого текста, современной литературе малы. Более того, само их соблюдение невозможно. Как бы мы себя ни ограничивали, мы то и дело выпадаем далеко за пределы текста, поскольку существуем в контексте, и не в контексте только, но в контекстах, бесконечно складывающихся и рассыпающихся, подобно калейдоскопу, в котором нельзя даже понять, что именно является рассыпавшейся, а что – сложенной картиной.
Можно сказать с известной долей уверенности, что таким внелитературным критиком, отталкивающимся тем не менее от литературы, является в своей критической ипостаси писатель Роман Сенчин. В заметке «Не стать насекомым» он неожиданно опровергает собственные недавние заявления – вдруг обнаружилось, что все провозглашения молодой литературы, торжественные коды о новом поколении, увязли в бесперспективной реальности. И она тем более бесперспективна, что является до чрезвычайности перспективной. Молодой человек сегодня имеет все преимущества при устройстве на работу или при получении мелкого потребительского кредита, к его услугам все соблазны большого и мелких городов. А на каждый внешний соблазн найдётся соблазн гораздо более тонкий, специально предназначенный для пишущего. И противостоять этому – значит противостоять кафкианским превращениям и овидиевским метаморфозам. Пусть пресуществления происходят, но оставляют надежду.
Наталья Ключарёва с зарисовками «Русский дух» – в рубрике «Опыты», который трактует опыт как знание, эксперимент и эссе.
В «Органоне» публикуются поэты Лев Оборин, Анна Логвинова, Денис Карасёв, Сергей Шабуцкий. Представила стихи прозаик Ирина Мамаева. Рассказы, миниатюры, зарисовки – Алексей Литвинцев, Роман Солнцев, Сергей Сибирцев, Евгений Алёхин, Надежда Горлова, Дмитрий Ермаков, Алексей Нилогов.
Многие из перечисленных и представленных здесь текстов полностью вы найдёте в журнале «Органон». Произведения названных, а также неназванных авторов «Органона» что-то объединяет. Ещё предстоит сказать, что именно. Но об этом позже.

Обсудить в группе Telegram

Василина Орлова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS