«Органон» – это литературный интернет-журнал, располагающийся по адресу www.organon.cih.ru. Как и многие интернет-проекты, он создался спонтанно, как бы сам собою. Вырос, подобно грибу на бессистемной, но обширной корневой системе Интернета. Как известно, сети новых порядков характеризуются тем, что строится, как грибница, ризома, а не централизованная корневая система с одним стволом и множеством отростков. Никто не в состоянии предсказать, в каком месте грибницы сквозь осеннюю прель проклюнется новый гриб. «Органон» – именно такой гриб. Внезапно выросший под сенью интернетных дубрав.
Органон, если рассматривать его как термин, это – методология, инструментарий, набор орудий. Арсенал мысленных формулировок, оптика восприятия и способ систематизации окружающего хаоса. Старославянское слово «органствоватися» значит «орудиями быть снабжену, получить свойственные части». «Органон» – собрание логических трактатов Аристотеля. Название такое, впрочем, дал не он сам, а систематизатор его сочинений Андроник Родосский. Философ, почти одноимённый бекону, – систематизатор призраков и лорд, хранитель королевской печати Фрэнсис Бэкон, написал в пику товарищу Аристотелю «Новый органон».
Новейший «Органон» – издание, построенное на некой новой литературной методологии.
И действительно новой. Но без особенных притязаний. Новизна не в том, чтобы заново открыть целое старое литературное направление типа «нового реализма» или учинить литературную революцию под внушительно бряцающим лозунгом вроде «новой искренности». Всё гораздо скромнее, но вместе с тем и серьёзнее. Об этом говорит Михаил Бойко в своеобразном манифесте «Одиннадцатый тезис» с его концепцией надлитературных и внелитературных критериев при оценке собственно литературного текста. Границы эстетической критики, которые естественным образом не допускают выхода за пределы собственно рассматриваемого текста, современной литературе малы. Более того, само их соблюдение невозможно. Как бы мы себя ни ограничивали, мы то и дело выпадаем далеко за пределы текста, поскольку существуем в контексте, и не в контексте только, но в контекстах, бесконечно складывающихся и рассыпающихся, подобно калейдоскопу, в котором нельзя даже понять, что именно является рассыпавшейся, а что – сложенной картиной.
Можно сказать с известной долей уверенности, что таким внелитературным критиком, отталкивающимся тем не менее от литературы, является в своей критической ипостаси писатель Роман Сенчин. В заметке «Не стать насекомым» он неожиданно опровергает собственные недавние заявления – вдруг обнаружилось, что все провозглашения молодой литературы, торжественные коды о новом поколении, увязли в бесперспективной реальности. И она тем более бесперспективна, что является до чрезвычайности перспективной. Молодой человек сегодня имеет все преимущества при устройстве на работу или при получении мелкого потребительского кредита, к его услугам все соблазны большого и мелких городов. А на каждый внешний соблазн найдётся соблазн гораздо более тонкий, специально предназначенный для пишущего. И противостоять этому – значит противостоять кафкианским превращениям и овидиевским метаморфозам. Пусть пресуществления происходят, но оставляют надежду.
Наталья Ключарёва с зарисовками «Русский дух» – в рубрике «Опыты», который трактует опыт как знание, эксперимент и эссе.
В «Органоне» публикуются поэты Лев Оборин, Анна Логвинова, Денис Карасёв, Сергей Шабуцкий. Представила стихи прозаик Ирина Мамаева. Рассказы, миниатюры, зарисовки – Алексей Литвинцев, Роман Солнцев, Сергей Сибирцев, Евгений Алёхин, Надежда Горлова, Дмитрий Ермаков, Алексей Нилогов.
Многие из перечисленных и представленных здесь текстов полностью вы найдёте в журнале «Органон». Произведения названных, а также неназванных авторов «Органона» что-то объединяет. Ещё предстоит сказать, что именно. Но об этом позже.