1 декабря в Новосибирске открывается Третий Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.
Её имя опять возвратится в город, который приютил и обогрел её в последние десятилетия жизни. Всё это было до перестройки. И мы, её друзья, постигали далёкую Францию в квартире на улице Терешковой. Сразу скажу: эта маленькая тридцатиметровая Франция всегда приводила меня в восторг. Мне кажется, и все остальные её гости могли бы это подтвердить. Она ждала нас каждый вечер. И едва мы устраивались на маленьком диванчике, покрытом клетчатым пледом, устремлялась к своему «Мюльбаху» – нам адресовались её новые фортепианные раздумья. Всегда новые. За редким исключением. Она навёрстывала время, отнятое лагерями. И когда заканчивала играть, с ожиданием смотрела на присутствующих: ей были важны и наши ощущения. Начинался потрясающий разговор, где она часто оказывалась единственной слушательницей… Она вообще предпочитала слушать. Особенно если собеседник ей нравился. Говорила она за роялем: надо было понять, почему в этот вечер играют Сонату № 2 Шопена, а в другой – поразительной ясности Бетховена или Моцарта. Случайного музицирования не было. Всё имело смысл и подтекст. Эта бессловесная жизнь была полной и прекрасной. И мне очень нравилась. Она и приближала нас к Вере Августовне, и отдаляла. Приезжаю к ней как-то во внеурочное время. Сидит у окна с книжкой. Смеётся. Как выяснилось, над приключениями Пиноккио. Читала на испанском, итальянском, французском. Пиноккио – любимый герой. Потому что детство и мама с папой. Мы запросто отправились в те давние времена и хохотали над разными детскими приключениями. Она замечательно смеялась! Но это редкие минуты. По иным поводам своей исключительной жизни считала, что всё уже давно сказано и про неё, и про нас. Кем? Её надёжнейшими друзьями: Дебюсси, Равелем, Шопеном, Бетховеном, Моцартом, Бахом…
Почти тридцать лет прошло со дня её ухода. Другие пианисты взяли на себя роль «связных» с её «компанией». Поразительная миссия музыки. Я терпеть не могу никакого посредничества. Единственное исключение – музыка. Здесь всё оправданно. Особенно в талантливых руках. Накануне конкурса в Москву приехал Паскаль Девуайон. Выступить в филармоническом абонементе «Вершины французской фортепианной музыки». Очень кстати. Я помню нашу первую встречу на Шестом конкурсе им. П.И. Чайковского, где он превосходно играл. Был весь в кудрях, как Ленский какой-то, в очках, которые ему очень шли, ещё темноволосый, неизменно доброжелательный и общительный. Теперь седой, без очков (стал, наверное, видеть лучше), подтянутый и по-своему молодой. Четыре года назад после долгого перерыва он объявился в Зале Чайковского и убедительно дал понять, какая непростительная глупость не приглашать его играть все эти годы. После концерта мы встретились за кулисами, и он мгновенно всё понял: про Веру Августовну, про наше желание поддерживать память о ней. И приехал в Новосибирск. Возглавил жюри. Провёл блистательный мастер-класс. Стало понятно его увлечение педагогикой: преподаёт в Берлинском университете искусств, в Парижской и Женевской консерваториях. Студентам его можно позавидовать: терпелив, обстоятелен, готов выслушивать возражения. Проявил столько находчивости во время конкурса, всех очаровал. Новосибирск же продемонстрировал все погоды: от дождя со снегом до жуткого холода. Паскаль всякий раз, выходя на улицу, с восторгом воспринимал эти сюрпризы погоды и на моё ворчание – шапку, дескать, надо купить – молодецки встряхивал сединами. Обойдётся, дескать. Не обошлось. Тогда он извлёк из кармана смешную спортивную шапочку с кисточкой (оказывается, припас давно) и смирился с зимой.
Его приезд в Россию накануне конкурса – хорошая примета. Играл интересно. С Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова (дирижёр – художественный руководитель оркестра и главный дирижёр – Марк Горенштейн) исполнил Концерт № 4 Сен-Санса. Старательности было больше, чем вдохновения. И у оркестра, и у солиста. Зато в камерной программе удивил: сказочным, хрустальным, рождественским получился «Детский уголок» Дебюсси и его же «Остров радости». А с первыми звуками Сонаты № 2 Шопена си-бемоль минор стало понятно, что он думает о времени, и очень серьёзно: таким проникновенным, глубоким, личностным было исполнение известного произведения.
Ещё о «вершинах». В Зале им. П.И. Чайковского играл Пьер-Лоран Эмар. Один из лучших исполнителей Мессиана и Булеза. Блестяще сыграв с Национальным филармоническим оркестром России (дирижёр – Михаил Агрест) Концерт № 2 (для левой руки) Равеля, он в сольной программе добрался до любимых авторов. Были исполнены «Восемь прелюдий» Мессиана, «12 заметок» Булеза и фортепианный цикл Равеля «Отражения». Думаю, что напрасно все эти замечательные авторы были собраны в одной программе. И у пианиста, не так уж часто навещающего Москву, не было возможности разнообразия. Вспоминалась Мария Вениаминовна Юдина. Это она пытала Булеза запиской о «духовном кредо» новой музыки на встрече с ним в доме Эдисона Денисова. Насчёт «кредо» – это всегда очень сложно, но предложенная Эмаром программа всё-таки предпочитала интеллект, а не чувства. Российский слушатель, пожалуй, к этому не готов. У нас не было блестящей плеяды философов, как во Франции, которыми были увлечены и Мессиан, и Булез. Думаю, философы (преимущественно Фуко) во всём и «виноваты». Как бы то ни было – так Мессиана и Булеза в Концертном зале Чайковского ещё не играли.
В завершение Года Франции в России пройдёт открывшийся сегодня Третий Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Особенное событие, в мировой музыке нет подобной судьбы. Конкурс, организованный как всегда Фондом первого президента России Б.Н. Ельцина, трогательная и благородная страница мировой музыкальной культуры. Надеюсь, возникнут новые имена и новые надежды. В музыке своя, только ей свойственная связь времён, возможно, обращение к имени Веры Лотар-Шевченко вдохновит молодых и способных музыкантов. Удачи!