Американцы вновь пытаются учить Китай
Напомним, волнения в Китае начались в апреле 1989 года. Одним из поводов была смерть бывшего генерального секретаря КПК Ху Яобана. Часть общественности, в основном представители интеллигенции и студенты, возлагала надежды на Ху Яобана, связанные с либерализацией политической системы по примеру перемен, проводимых в СССР М. Горбачёвым. Однако Ху Яобан был отправлен в отставку в январе 1989 года. Его обвиняли в «буржуазной либерализации». Протестующие добивались снятия обвинений с бывшего генсека КПК. Выступления происходили в ряде городов, но основные развернулись в Пекине на площади Тяньаньмэнь.
К концу апреля протестующие разбили палаточный лагерь. С этого момента и до введённого 20 мая военного положения власти не раз призывали участников разойтись. 3 июня на площадь попытались войти невооружённые армейские части, однако им оказали сопротивление. Вечером в дело вступили вооружённые подразделения с бронетехникой. Войска встретили яростный отпор. Тогда решили применить оружие. 4 июня протест был подавлен.
Конечно, этот день вошёл в историю Нового Китая как один из самых трагических. Оценка ему дана и китайским руководством, и народом. По прошествии почти трёх десятилетий становится очевидным: действия правительства, хотя и крайне жёсткие, имели под собой основания. В страшном сне трудно представить, что могло бы произойти с Китаем, прояви власть мягкотелость, пойди на поводу у «мятежников». Страна могла бы распасться, а о реформах не было бы речи. Вполне возможной, даже неизбежной стала бы гражданская война. Как бы это сказалось на судьбе Евразии и всего мира?
Но это американцев, видно, не волнует. Главное – поучить, ущемить конкурента.
Китайцы, особенно те, кто пережил ужасы «культурной революции», на себе познали, что такое гражданские распри. Однако они с горечью, но признают: власть поступила в те дни правильно. А сама власть просит американцев не вмешиваться во внутренние дела своей страны.
Китайцы внимательно следят за событиями на Украине. И часто сравнивают их с тем, что случилось у них 27 лет назад. И наш печальный опыт перестройки изучают очень тщательно. Из всего делают выводы.
Светлана СЕЛИВАНОВА, собкор «ЛГ», ПЕКИН