Армянский народ вместе с русским защищал единое Отечество
Князь, генерал-лейтенант
Мадатов Валериан (Ростом) Григорьевич
Недавно в Ереване, в московском культурно-деловом центре «Дом Москвы», в течение двух дней было проведено мероприятие, посвящённое 200-летию Бородинской битвы, которое широко отмечалось в России. Во вместительном здании МКДЦ царит удивительно тёплая аура, способствующая генерированию, а главное, реализации на практике идей армяно-российского сотрудничества в сфере литературы и кинематографа, музыки и живописи, истории и патриотического воспитания – всего того, из чего соткана ткань межличностных, межнациональных и межцивилизационных отношений.
Вечером, предшествующим круглому столу, в кинозале были показаны фрагменты фильма «Неизвестная война 1812 г.». В фойе была представлена фотовыставка графических работ российских мастеров Николаева В.Н. и Аверьянова А.Ю.
Среди героев Великой Отечественной 1812–1814 гг., всех не перечислить, герой, имя которому РУССКИЙ СОЛДАТ, который своей отвагой и любовью к Родине выстрадал Победу и опроверг тезис Сумрачного гения самой кровавой битвы народов XIX века – «большие батальоны всегда правы» (армия Наполеона, который участвовал в 60 больших и малых сражениях, больше чем Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь и Суворов, вместе взятые, значительно превосходила армию Александра I при переходе через границу по реке Неман).
С основным же докладом выступила заместитель директора Национального архива Армении, кандидат исторических наук С.С. Мирзоян. В результате её кропотливой многомесячной работы из архивных недр высветились имена армянских военачальников и духовенства, принимавших самое активное участие в ту суровую пору. Приведу выдержки из её интереснейшего доклада.
«Связавший свою судьбу с русским народом и возлагавший большую надежду на Россию, армянский народ в тяжёлые дни 1812 г. поднялся на защиту Отечества. Армянское население Астрахани, Григориополя, Кизляра, Моздока, Москвы, Ново-Нахичевани деятельнейшим образом – кто в народном ополчении, кто финансированием армии, кто за церковным амвоном – участвовало во всенародном порыве «изгнать армию супостата с земли русской».
Призыв императора Александра I к народам Российской империи о совместной борьбе с врагом был переведён на армянский язык и развешан по всем армянонаселённым городам империи, были проведены молебны во всех армянских церквах, в дни, когда горела Москва, армянский магистрат Ново-Нахичевани объявил о запрещении проведения увеселительных мероприятий – «Ныне не есть дни для радости, знайте, что магистрат наш предупреждает, чтоб в эти дни не играли на кяманче и дайре, ни на свадьбах, ни весельях и кутежах и ни где-либо».
А 19 сентября 1812 г. тот же магистрат «запретил ввиду сурового времени не только веселиться, но и одеваться пышно, а женщинам носить золотые украшения». В «добровольном подаянии», носившем патриотический характер, приняли активное участие известные армянские купцы А. Лазарев, Г. Абамеликов, А. Данилов, И. Черказов, А. Тамразов, М. Власов, П. Лалаев, Н. Попов и др.
Высочайшим императорским указом было выражено «благоволение армянам, пожертвовавшим в 1812–1813 гг. суммы на военные нужды»
Дело, конечно же, не ограничивалось сбором денег. Особую активность в создании народных ополчений проявили магистраты Ново-Нахичевани, Астрахани, ряда городов Бессарабии, где была создана милиция из армян для оказания помощи русским войскам.
Армянское дворянство, кроме пожертвований и участия в ополченском движении, приняло непосредственное участие в Отечественной войне 1812–1814 гг. Целыми семьями уходили они на фронт, как Лазаревы – Артемий Екимович (пал смертью храбрых в 1813 г. в Лейпцигской битве), Иван, Христофор и Лазарь. В этой войне приняли участие все 5 братьев – князья Абамелеки. Двое из них – Иван и Давид Семёновичи – дослужились до звания генерал-майора. Георгий (штабс-капитан), Пётр и Александр (ротмистры); отличились в сражениях и братья Арапетовы (Айрапетовы) – Павел и Иван (Оганёс). Первый из них дослужился до звания генерал-майора, второй имел звание майора. Все они были москвичами.
Санкт-петербургская семья графов Дельяновых (Дилакьяны) в лице генерал-майора Давида Артемьевича, участника Бородинской битвы, и подполковника Петра Артемьевича продолжает этот славный список. Одним из лучших генералов русской армии того времени был блистательный арцахский дворянин, а с младых ногтей астраханец Мадатов Валериан (Ростом) Григорьевич. Генерал-майор Меликов Павел Моисеевич храбро сражался под Бородином, где ядро неприятеля оторвало ему руку.
Из тифлисских армянских князей был упомянут Бебутов Василий Осипович, дослужившийся до генеральского звания за боевые действия в Курляндии (современная Латвия), впоследствии начальник Армянской области. Ахшарумов Дмитрий Иванович, награждённый «золотой шпагой» за героизм, проявленный в Бородино, впоследствии генерал-лейтенант, автор первого системного труда «Описание войны 1812 г.», которое он составил «по воле князя Кутузова». Каспаров Иван (Оганёс) Петрович был единственным генерал-майором, сражавшимся в Бородинском сражении, все же вышеперечисленные герои Отечественной 1812–1814 гг. стали генералами после этой гигантской битвы, что, конечно же, никак не умаляет их героизма.
Военная карьера многих офицеров, участников 1812–1814 гг., была продолжена, и 9 офицеров дослужились до званий генералов, а для некоторых Отечественная война стала последней данью Отечеству. А всего на полях сражений этой, воистину народной войны воевало 49 офицеров-армян, конечно же, не считая ополченцев.
Отдадим должное их светлой памяти (к сожалению, имена и отчества некоторых из них остались неизвестны): подполковник Туманов Авет Христофорович; майоры – Халафов, Чубаров Андрей Михайлович, Мелик-Осипов Герасим Исаевич; капитаны – Денибеков, Осипов Михаил Григорьевич, Пиралов Заал, Сагинов, Свешников, Сотников, Сотникян, Чеботарёв Игнатий Богданович, Чубаров, Шапошников, Шапошников Дмитрий Фёдорович, Шахнавасян Пётр Яковлевич – оба пали под Бородином; поручик и подпоручики – Свешников, Чубаров Андрей Михайлович, князь Меликов, Меликов, Серебряков; прапорщики – Чубарян, князь Аргутинский, Исаханов, Калантаров, Манучаров, Осипов Иван Сергеевич, Свешников, Чубаров, ротмистр Чеботарёв Алексей Андреевич. Да упокоятся их воинские души с миром!
Не забудем и Мирзаяна Манук-бея, дипломата, общественно-политического деятеля и мецената. Проживая в Бессарабии, набирал он добровольцев в русскую армию. Профессор Мерзляков в посвящении роду Лазаревых писал: «От древня племени Армении рождённый, Россией-матерью благой усыновлённый». Это двустишье характерно для всего армянства России.
Активную позицию в оказании помощи войскам и сборе денег на военные нужды заняло армянское духовенство. Для организации пожертвований среди армянского населения Закавказья, в то время находившегося под игом Персии и Турции, царское правительство обратилось за помощью к армянскому духовенству. Сделал это в своём письме в Эчмиадзин на имя патриарха Епрема князь Голицын 6 ноября 1812 г.
Вскоре католикос соответствующими кондаками (посланиями) поручил всем служителям армянской церкви организовать сбор добровольных пожертвований в пользу населения, пострадавшего от нашествия «Великой Армии». Многие организаторы этой акции на основании манифеста Александра I от епархиальных епископов до приходских священников были награждены орденами и медалями, а католикос Епрем – орденом Александра Невского.
Сразу после разгрома французов и освобождения Москвы среди армянского населения началось патриотическое движение по оказанию помощи в восстановлении разрушенных городов, и в частности Москвы. Спустя 100 лет уже в Закавказье и армянонаселённых губерниях Российской империи широко отмечалась победа русского оружия в Отечественной войне.
И ещё о двух участниках круглого стола, незримо присутствующих в зале, хотелось бы сказать особо. Это Вардкес Багратович Арцруни, инициатор создания галереи армянских военачальников и духовенства, отличившихся в Отечественной войне 1812–1814 гг., один из самых высококлассных строителей России, коренной москвич, горячо любящий свою историческую Родину, что он доказал во время трагического землетрясения 1988 г.
Второй незримый участник – московский писатель и краевед Арутюн Тигранович Амирханян, чьи книги «Тайна дома Лазаревых» и «Наполеон, каким его знал телохранитель и оруженосец Рустам» помогли, наряду с произведениями Л.Н. Толстого («Война и мир»), А. Дюма («Наполеон»), Г. Киссинджера («Дипломатия»), подготовиться к успешному, так думаю не только я, проведению круглого стола.
Когда готовился этом материал, услышал и был поражён высказыванием патриарха Кирилла: «Мы празднуем нашу Победу, а не поражение неприятеля». В этих словах отражается вся широта души великого русского народа.