В канун нового учебного года в музее «Дом Бурганова» (Б. Афанасьевский пер., 15) открылась выставка «Азбука», посвящённая истории русской азбуки и букваря. Здесь можно увидеть, каким был букварь в XVII веке и три столетия спустя.
Вот увеличенные факсимильные копии Букваря Кариона Истомина (1640-е – 1717), экземпляр подлинника которого находится в собрании народного художника А.Н. Бурганова. Иеромонах Чудова монастыря, просветитель, поэт и переводчик, преподаватель школы в Заиконоспасском монастыре, Карион Истомин был одним из образованнейших людей своего времени. Человек передовых педагогических взглядов, он выступал за открытие новых школ, пересмотр школьных программ и призывал отказаться от розог как исстари применявшегося средства обучения и воспитания. Букварь он создал для своего воспитанника – царевича Алексея, сына Петра I. На каждом листе, гравированном резцом на меди, изображена буква, составленная из человеческих фигур, её славянское, греческое и латинское написания, а также предметы, названия которых начинаются с этой буквы. Внизу приводятся поучительные вирши, в которых встречаются слова, начинающиеся на эту букву. Вот, например, стихи на букву К: «Како кто хощет видом си познати, в первых вещей сих / будешь то писати. Киты суть в морях, / кипарис – на суши, юный отверзай / в разум твоя уши. В колесницу сядь, / копием борися, конем поежай, / ключем отоприся. Корабль на воде, / а в дому корова. И кокошь в требу / и людем здорова. Отложи присно / тщеты, недосуги, колокол слушай, / твори в небе други». История сохранила для нас и имя работавшего над Букварём Леонтия Бунина, русского художника-гравёра конца VII – начала VIII вв. из Оружейной палаты в Москве.
В начале XX века азбуку для детей рисовали выдающиеся мастера. Не оторвать глаз от шедевра книжной иллюстрации – «Азбуки в картинах» Александра Бенуа, изысканного художника, одного из основателей «Мира искусства» (С.-Петербург, 1909). Гармония рисунков Бенуа даже подтолкнула композитора Н.Н. Черепнина к написанию музыки! «Азбука» Бенуа и сейчас, спустя столетие, не утратила своей художественной и познавательной ценности, и доказательство тому – живой интерес, который проявляют к ней юные посетители выставки – школьники Хамовников и Арбата.
Необычна история появления на свет представленной здесь, на выставке, «Азбуки в рисунках» Владимира Конашевича. Молодой художник рисовал картинки к буквам алфавита и посылал их в письмах своей трёхлетней дочери, жившей с мамой вдали от него. Один знакомый случайно увидел эти талантливые рисунки и отнёс в издательство. Так родилась первая книга знаменитого впоследствии книжного графика, одного из лучших книжных иллюстраторов страны.
На противоположной стене «Буквицы» Сергея Чехонина, созданные в 20-е годы, – образец изящной стилизации и высокого мастерства известного художника-графика, который участвовал и в росписи всемирно знаменитого «агитационного фарфора», и в создании бумажных денег молодой советской республики. Обращение к буквицам – укрупнённым заглавным буквам раздела в рукописной или печатной книге, возможно, привлекло художника возможностью богато украсить изображение растительным и животным орнаментом, дать волю безудержной фантазии.
– Нам хотелось показать, как много значили буквари для воспитания и образования юного ума. А ещё эта небольшая выставка говорит о том, как важно было иметь единую образовательную программу, единообразие учебников, – делится своими мыслями Мария Александровна Бурганова, заместитель директора по научной работе «Дома Бурганова», задумавшая необычную выставку. – Благодаря учебникам, написанным известными учёными и методистами и многократно затем переизданным, наша страна после революции за короткий срок преодолела неграмотность. У людей одного поколения был общий образовательный фундамент, общие воспоминания. А сейчас даже в одной школе учащиеся параллельных классов занимаются по разным учебникам… В книжном магазине мне показали 5 или 6 современных букварей! Вот только хорошо ли это – вопрос спорный.
В стеклянной витрине – буквари, по которым учились бабушки и мамы нынешних первоклашек (помните хрестоматийное – «Мы за мир», «Мама мыла раму»). Рядом учебники русского языка «для школ грамоты» издания 1940 года и задачники по арифметике, в которых, как в капле воды, отразилась эпоха «строительства социализма». Ручка-«вставочка» со стальным пером. «Слышишь, как скрипит пёрышко слегка…» – эти строки из известной лирической песни, увы, уже нуждаются в комментариях для школьников нашего компьютерного века. Как, впрочем, и следующий экспонат – небольшая аспидная доска, двусторонняя, с поверхностью из сланца, на которой писали грифелем, поэтому она называлась ещё грифельной.
На выставке есть и другой раритет – школьная форма для девочки: коричневое платье, белый праздничный фартук. В каждой семье хранятся трогательные школьные фотографии: притихшие первоклассники сидят за партами, в глазах – тревога и ожидание. Есть такие – ещё дореволюционные! – фотографии и на этой выставке: гимназисты Нижегородской гимназии со своим учителем, девочки из церковно-приходской школы… Уцелеет ли кто-то из них в страшных катаклизмах истории?
А вот и школьный «мастодонт» (его предоставил для выставки Музей образования) – монолитная парта с откидной крышкой и отверстием для чернильницы-непроливайки. Глядя на неё, вспоминаются строчки чудесного стихотворения Марины Бородицкой:
Встаньте, кто помнит чернильницу-непроливайку,
Светлый пенал из дощечки и дальше по списку:
Кеды китайские, с белой каёмочкой майку,
И промокашку, и вставочку, и перочистку.
Финские снежные, в синих обложках тетради,
День, когда всем принести самописки велели,
Как перочистки сшивали, усердия ради,
С пуговкой посередине – и пачкать жалели…
Разные нити людей сочленяют: богатство,
Пьянство, дворянство… Порука у всех круговая,
Пусть же пребудет и наше случайное братство:
Встаньте, кто помнит, – и чокнемся, не проливая!
Выставка «Азбука» работает до 31 октября. Справки по телефону 291-04-23.