Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Встреча с писателем не состоится

01 января 2007

ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ

Ксения АНОСОВА

В литературе, как ни крути, складывается сегодня весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, культурологи уверяют в скорейшем возрождении массового интереса к художественной словесности. С другой – развитие электронных коммуникаций навязало обществу стойкую потребность в непрерывном информировании, оперативности и краткости сообщений. Эти качества во многом противоречат самому феномену литературы. Хорошие книги стали доступными, но их плохо покупают: одни – от бедности, другие – от непривычки к регулярному чтению. Интернет, откуда каждый может бесплатно скачать то, что ему понравилось, постепенно девальвирует традиционную книгу как атрибут культуры. Борьбу за читателя ведут медиагиганты – книжные магазины. Каковы методы этой борьбы?

Любая, даже самая на вид «безвозмездная» акция книжного магазина – это не что иное, как искусный PR-ход, направленный на увеличение: а) продаж; б) авторитета дружественного издательства; в) массового внимания. Заметим, что две последние цели в результате неизбежно приводят к первой. В этой точке и пересекаются интересы и продавцов, и издателей, и авторов.

Казалось бы, главная цель любой литературной площадки – продемонстрировать читателю, насколько объёмным может быть слово, переведённое в звуковой и визуальный ряд (в лице автора), какое многообразие значений, смыслов и образов скрывается за пресловутым «чёрным по белому». Однако книжные магазины в качестве литплощадки выполняют лишь первичную функцию – сводят читателей и писателей. Но силы такое место, увы, не имеет.

Из личных наблюдений. На первом этаже известного торгового дома, почти у самого входа, расположилась молодая писательница-астролог. Рядом с ней указатель: «Презентация книги и встреча с автором», а под ним жирная, отпечатанная на принтере стрелка для совсем уж непонятливых. Писательница-астролог тоскливо озирается по сторонам. Никто не жаждет получить её автограф. Вокруг постепенно скапливается народ, стараясь пробиться к книжным полкам, а писательницу, как назло, посадили в самом проходе – ни войти, ни выйти. Образуется пробка. Все толкаются, оттесняя друг друга. Астрологиня смущается окончательно. Вдруг кто-то нечаянно задевает стопку книг, подготовленных для подписи. Книги с грохотом падают на пол. Мужчина, пытающийся в это время аккуратно протиснуться между стендом и местом проведения презентации, не успевает затормозить и с ходу поддаёт ногой по книгам. Прогнозы и предсказания разлетаются по всему залу. Презентация завершается.

Эта история демонстрирует не только полное отсутствие какой-либо организации со стороны книжного магазина, но и социальную специфику. Люди спешат сделать покупки и отбыть по домам, и какое им дело что до астрологии, что до писательницы. В книжных магазинах количество зевак заведомо превалирует над количеством потенциальных читателей. «Из десяти человек только двое могут заинтересоваться выходом новой книги. И то если имя её автора на слуху, – говорит Татьяна, менеджер зала одного из крупных торговых центров. – Такие мероприятия почти не приносят прибыли. Обычно мы устраиваем их из уважения к автору». Несмотря на отсутствие внятных последствий, презентации и встречи с писателями остаются главными литературными событиями книжных магазинов.

С наступлением нового сезона почему-то разом затихли тематические фестивали, обычно проводимые крупными книготорговыми площадками. В прошлом году вызвала читательский ажиотаж IV «Неделя деловой литературы» в Московском доме книги. А в магазине «Москва» на Тверской регулярно собирались толпы участников проекта «Москва – книжная столица мира», в рамках которого были представлены культурные традиции и литература таких стран, как Индия, США, Австрия, Франция, Швеция и др. «Сейчас такие мероприятия не проходят, а если что-то подобное и будет планироваться, то ещё очень не скоро», – сухо сообщили мне в отделе информации магазина. Даже в «альтернативных» книжных – «Билингве» или «Фаланстере» – царит оглушительная тишина.

Зато для читателей совсем юных весной наступает настоящее раздолье. Это фестиваль «Вместе с книгой мы растём!» (Московский дом книги) в рамках надолго угасшей государственной программы «Читающая Москва». На этот раз темами пропаганды стали не только здоровый образ жизни (официальный девиз: «Книга и спорт – движение вперёд!»), но и космонавтика – в честь 50-летия полёта Гагарина.

Дни детской книги прошли в сети магазинов «Новый книжный». Впервые этот праздник был организован по инициативе Льва Кассиля 26 марта 1943 года и прошёл, несмотря на войну, в Колонном зале Дома союзов. Активное участие в мероприятии принимали Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин. «Новый книжный» ловко превратил фестиваль… в серию мастер-классов по рукоделию. Роспись по стеклу, валяние из шерсти, азы флористики. Неудивительно, что в таком плотном графике не нашлось места для встречи с писателями. Разумеется, на других площадках авторы детских книг в эти дни предстали перед маленькими читателями в изобилии. Но почему же это место пусто там, где их книги продаются?

Стагнация литературной жизни столичных книжных наводит на грустные мысли.

Предавшись им, я неуклюже повернулась и случайно задела рекламную стойку молодого писателя. Мгновение помедлив, книги с грохотом покатились вниз.

Обсудить в группе Telegram

Ксения Аносова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS